Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Словарь» А. Тарковский

Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть ее, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные,
Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам – боль моя и благо –
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,
От облаков до глубины земной.
– Разумной речи научить синицу
И лист единый заронить в криницу,
Зеленый, рдяный, ржавый, золотой…

Анализ стихотворения А. А. Тарковского «Словарь»

Стихотворение «Словарь» является проявлением патриотизма выдающегося советского поэта, большого мастера слова. Вводя аналогию с деревом, автор подчеркивает, что не отделяет себя от истории своей великой страны, что неразрывно связан с ней миллионами связей, главнейшая из которых – кровная, это родной язык.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «ветвь меньшая», «плоть ее», «до листвы моей», «доходят жилы влажные», «высоты тяга», «бессмертен я», «боль моя», «ключей подземных», «народа гений (в контексте речи – выдающиеся способности, дар)», «лист единый (в значении единственный)» – способствующую гармонии рифмовки;
  • эпитеты – «властительная тяга», «святой язык», «безымянный гений», «немая (в значении не имеющая названия, именования) плоть», «разумная речь» – являются яркими, точными характеристиками отвлеченных понятий;
  • олицетворения – «плоть предметов и явлений», «гений одушевлял, даруя»;
  • метафоры – «ствол (в значении основа, опора) России», «тяга (притяжение, влечение) высоты», «призван (вызван) кровью», «кровь всех рождений (то есть жизни миллионов соотечественников)» – позволяют лаконично выразить мысль без потери смысла;
  • анафорический лексический повтор – «я ветвь … , я плоть …» – акцент на «я» придает изложению черты клятвы в верности;
  • распространенные ряды однородных членов предложения – «влажные, стальные, льняные, кровяные, костяные», «зеленый, рдяный (то есть алый, красный), ржавый (рыжий), золотой» – придают изложению экспрессию и значимость;
  • антонимы «рождение – смерть», «облака – (земная) глубина», в том числе контекстуальные – «листва – корни», «боль – благо»;
  • диалектизм – «криница» – родник, колодец;
  • умолчание – «… золотой…» – троеточие является знаком недосказанности, автор побуждает читателя домыслить фразу, дополнить высказывание;
  • книжную лексику – «ветвь», «плоть», «влага», «благо», «единый», придающую речи торжественность;
  • перифраз – «подземные ключи» – поэт подразумевает источник духовной силы в виде родного языка;
  • гиперболу – «словарь открыт … от облаков до глубины…», она подчеркивает всеохватность родной речи, ее неограниченные возможности.

Под словарем автор понимает совокупность всех языковых средств как часть мощнейшей по изяществу и интеллекту цивилизации, для которой придумано название «русский мир». Оборот «тяга высоты» означает устремление к высокому, к духовному восхождению, если угодно – к подвигу. Произведение фактически является признанием в любви к Отчизне.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах