«Смерть (Есть так много жизней достойных…)» Н. Гумилёв
Есть так много жизней достойных,
Но одна лишь достойна смерть,
Лишь под пулями в рвах спокойных
Веришь в знамя Господне, твердь.И за это знаешь так ясно,
Что в единственный, строгий час,
В час, когда, словно облак красный,
Милый день уплывет из глаз,Свод небесный будет раздвинут
Пред душою, и душу ту
Белоснежные кони ринут
В ослепительную высоту.Там Начальник в ярком доспехе,
В грозном шлеме звездных лучей,
И к старинной, бранной потехе
Огнекрылых зов трубачей.Но и здесь на земле не хуже
Та же смерть – ясна и проста:
Здесь товарищ над павшим тужит
И целует его в уста.Здесь священник в рясе дырявой
Умиленно поет псалом,
Здесь играют марш величавый
Над едва заметным холмом.
1914–1915 гг.
Анализ стихотворения
Возвышенные патриотические интонации доминируют в произведениях, созданных в первые месяцы участия Гумилева в военных действиях. В стихотворении, датированном рубежом 1914–1915 гг., новое звучание получает тема смерти, традиционная для художественной концепции поэта.
Лирический герой выдвигает формулу «достойной смерти», которую считает единственно правильной. Солдату, хладнокровно рискующему жизнью «под пулями», доступны таинства истинной веры.
Автор поэтизирует картину гибели, прибегая к возвышенно-книжной лексике и образам. В «строгий час» гибели к воину приходит видение, похожее на откровение праведника. Перед душой погибшего открывается небосвод, и «белоснежные кони» уносят вечную сущность «в ослепительную высоту». Там, на верхнем полюсе вертикали, возникает оригинальный облик божества – образ Начальника. Его «яркие» доспехи и «звездные лучи» шлема, а также «огнекрылые трубачи», окружающие светлого предводителя, дополняют изображение рая, организованное при помощи лексики с семантикой блеска, сияния, пламени.
Религиозно-поэтическая трактовка темы противопоставляется земной сцене гибели солдата – она не такая возвышенная, но тоже достойная, «ясная и простая». Образ прощального братского поцелуя скорбящего товарища соотносится с другим поэтическим текстом – стихотворением «Война». В нем изображена подобная картина, однако она несет другой смысл. Братский поцелуй символизирует христианское прощение, благородство по отношению к поверженному противнику.
Щемящую сцену похорон воина завершают две детали. Отпевает погибшего полковой священник «в рясе дырявой». Он проникнут важностью момента и совершает скорбный обряд по всем правилам, «умиленно» и торжественно. Безличная конструкция сообщает о «величавом марше», звучащем над свежей могилой. Небольшой холм – скромное пристанище земного тела – получает характеристику «едва заметен». Реалистичная сцена выглядит выразительной и убедительной в своей горести и суровой спартанской простоте.
Религиозные мотивы и образы неотделимы от поэтических текстов Гумилева, посвященных военной тематике. Божественное слово помогает бойцам преодолевать усталость и голод, а земных солдат поддерживают небесные воины-серафимы. Лирический герой «Войны» возносит молитву, прося у Господа благословения для тех, кто занят святым и «величавым» ратным делом.
Автор: Николай Гумилёв