«Сон (Я шёл вдоль берега Оби)» А. Вознесенский
Я шел вдоль берега Оби,
я селезню шел параллельно.
Я шел вдоль берега любви,
и вслед деревни мне ревели.И параллельно плачу рек,
лишенных лаянья собачьего,
финально шел XX век,
крестами ставни заколачивая.И в городах, и в хуторах
стояли Инги и Устиньи,
их жизни, словно вурдалак,
слепая высосет пустыня.Кричала рыба из глубин:
«Возьми детей моих в котомку,
но только реку не губи!
Оставь хоть струйку для потомства».Я шел меж сосен голубых,
фотографируя их лица,
как жертву, прежде чем убить,
фотографирует убийца.Стояли русские леса,
чуть-чуть подрагивая телом.
Они глядели мне в глаза,
как человек перед расстрелом.Дубы глядели на закат.
Ни Микеланджело, ни Фидий,
никто их краше не создаст.
Никто их больше не увидит.«Окстись, убивец-человек!» –
кричали мне, кто были живы.
Через мгновение их всех
погубят взрывы.«Окстись, палач зверей и птиц,
развившаяся обезьяна!
Природы гениальный смысл
уничтожаешь ты бездарно».И я не мог найти Тебя
среди абсурдного пространства,
и я не мог найти себя,
не находил, как ни старался.Я понял, что не будет лет,
не будет века двадцать первого,
что времени отныне нет.
Оно на полуслове прервано…Земля пустела, как орех.
И кто-то в небе пел про это:
«Червь, человечек, короед,
какую ты сожрал планету!»
1982 г.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Сон», иногда упоминаемое под названием «Я шел вдоль берега Оби», Андрей Вознесенский сочинил в 1982 году. Произведение вошло в цикл «Малый зал». В тот период поэт уже получил долгожданное признание советской общественности, его регулярно печатали, приглашали выступать на телевидении.
Стихотворение «Сон» стало средством донесения до общественности беспокойства и переживания автора по поводу негативных экологических изменений, наблюдавшихся в конце XX века. Индустриальный и технический прогресс оказался настолько быстрым, что природа не могла поспеть за ним. Мир стремительно меняется перед глазами лирического героя, коим выступает в стихотворении сам поэт.
Андрей Андреевич не мог остаться в стороне от экологической темы. В стихотворении его лирический герой видит кошмар. И пусть это лишь сон, но автор понимает и предостерегает читателей, что совсем немного времени осталось до того, как этот кошмар превратится в реальность.
В стихотворении «Сон» 12 четверостиший. Стихотворный размер – ямб, рифмовка перекрестная. По смысловому наполнению строфы можно разбить на 3 группы.
- В первых 3-х четверостишиях автор видит во сне вымирающие деревни, слышит горестные причитания сельских женщин.
- Следующие строфы – общение лирического героя с объектами природы, которые страдают, просят сжалиться над ними, спасти их.
- Последние строфы – авторское предупреждение о том, что случится с человечеством и миром, если отношение к природе не изменится.
Стихотворение «Я шел вдоль берега Оби» можно назвать пейзажной лирикой, поскольку в нем много перечислений и описаний природных объектов. Но в то же время значительную часть текста занимают авторские размышления, предостережения. А значит, стихотворение можно отнести и к философской лирике. Произведение «Сон» Вознесенского написано в жанре элегия.
Уже по первым строкам понятно, что лирический герой – не только сам автор, но и обобщенный образ людей XX века, не знающих жалости к природе, живущих без понимания и осознания, какой вред они причиняют планете и себе самим. В отличие от них, поэт осознает, что, если все продолжится без изменений, планета погибнет – «что не будет лет, не будет века двадцать первого».
В стихотворении «Сон» Андрей Вознесенский в свойственной ему манере щедро использует необычные и причудливые эпитеты, сравнения, метафоры. Деревни у него «ревут», прекращая свое существование, вымирая, а реки «плачут». Рыба «кричит», умоляя не губить реку, оставить «хоть струйку для потомства». Деревья дрожат под взглядом проходящего мимо лирического героя и смотрят ему в глаза, словно люди перед расстрелом. Таким сравнением поэт дает понять, что природа воспринимает человека как убийцу.
Самого человека Вознесенский в стихотворении описывает иронично, и вместе с тем с презрением. Называет его «развившейся обезьяной», возомнившей, что может распоряжаться природой и уничтожать ее «гениальный смысл». Называет «палачом зверей и птиц», «червем, короедом», пожирающим планету.
Автор: Андрей Вознесенский