«Старый конь» Н. Рубцов
Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол
Звеневший под дугой.Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь!
Шагай, шагай тихонечко,
Мой бедный старый конь!Хоть волки есть на волоке
И волок тот полог,
Едва он сани к Вологде
По волоку волок…Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь!И вдруг заржал он молодо,
Гордясь без похвалы,
Когда увидел Вологду
Сквозь заволоку мглы…
1960 г.
Анализ стихотворения Рубцова «Старый конь»
Трудная судьба автора связана с Вологодчиной: там прошло детдомовское детство, туда он возвращался, чтобы навестить свою семью. Отголоски «старинной русской самобытности», навсегда оставшиеся в памяти Рубцова, тоже имеют вологодские корни.
Стилистика стихотворения основана на анафоре, и автор показывает мастерское владение разнообразными видами излюбленного приема. Перед читателем – целая россыпь вариантов: повторяются целая строфа и синтаксические конструкции, отдельная лексика и сочетания звуков. Последний вид анафоры приобретает особое значение: повторение гласной «о» вызывает стойкую ассоциацию с характерным вологодским говором. Рубцов мог оценить эту особенность со стороны: странник в душе, он много путешествовал по стране.
Выделяются и комбинации «о» с согласными, среди которых лидирует сонорный «л»: «колокол», «волки», «заволока». Сходная по структуре анафора встречается в другом рубцовском творении – «Левитане». В этом же стихотворении появляется знаковый лирический образ колокола-колокольчика, одного из символов «тихой родины».
Прекрасная звукопись – несомненная творческая удача поэта. Она не только создает оригинальную музыку стихотворного текста, но обращает читателя к культурной коннотации, связанной со словами «волок» и «Вологда». Точное происхождение топонима неизвестно, но одна из версий указывает на родство с лексемой «волок», и эта фонетическая идентичность наглядно продемонстрирована в стихотворении.
«Старый конь» близок к народной традиции по образному и эмоциональному наполнению. Конь, колокольчик над дугой, долгое возвращение в родные места, тоска и ожидание встречи – все эти фольклорные приметы гармонично смотрятся в рубцовском тексте.
Хотя звукопись передает тяготы непростого пути, чувствуется приподнятая эмоциональная настроенность лирического повествования. Позитивное впечатление закрепляется в финале. Радость встречи с родной землей разделяет с героем верный друг и помощник, коник-труженик. Неброский, но милый сердцу пейзаж придает сил усталым путникам: даже лошадиное ржание звучит «молодо» – энергично и весело.
Как многие рубцовские произведения, «Старый конь» не раз переложен на музыку. Стихотворение продолжает свою жизнь в разнообразных вокальных версиях: как академический вариант а капелла в исполнении мужского хора, как народный – под баян или в форме бардовской песни с гитарным аккомпанементом.
Автор: Николай Рубцов