Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Старый конь» Н. Рубцов

Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол
Звеневший под дугой.

Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь!
Шагай, шагай тихонечко,
Мой бедный старый конь!

Хоть волки есть на волоке
И волок тот полог,
Едва он сани к Вологде
По волоку волок…

Звени, звени легонечко,
Мой колокол, трезвонь,
Шагай, шагай тихонечко,
Мой добрый старый конь!

И вдруг заржал он молодо,
Гордясь без похвалы,
Когда увидел Вологду
Сквозь заволоку мглы…

1960 г.

Анализ стихотворения Рубцова «Старый конь»

Трудная судьба автора связана с Вологодчиной: там прошло детдомовское детство, туда он возвращался, чтобы навестить свою семью. Отголоски «старинной русской самобытности», навсегда оставшиеся в памяти Рубцова, тоже имеют вологодские корни.

Стилистика стихотворения основана на анафоре, и автор показывает мастерское владение разнообразными видами излюбленного приема. Перед читателем – целая россыпь вариантов: повторяются целая строфа и синтаксические конструкции, отдельная лексика и сочетания звуков. Последний вид анафоры приобретает особое значение: повторение гласной «о» вызывает стойкую ассоциацию с характерным вологодским говором. Рубцов мог оценить эту особенность со стороны: странник в душе, он много путешествовал по стране.

Выделяются и комбинации «о» с согласными, среди которых лидирует сонорный «л»: «колокол», «волки», «заволока». Сходная по структуре анафора встречается в другом рубцовском творении – «Левитане». В этом же стихотворении появляется знаковый лирический образ колокола-колокольчика, одного из символов «тихой родины».

Прекрасная звукопись – несомненная творческая удача поэта. Она не только создает оригинальную музыку стихотворного текста, но обращает читателя к культурной коннотации, связанной со словами «волок» и «Вологда». Точное происхождение топонима неизвестно, но одна из версий указывает на родство с лексемой «волок», и эта фонетическая идентичность наглядно продемонстрирована в стихотворении.

«Старый конь» близок к народной традиции по образному и эмоциональному наполнению. Конь, колокольчик над дугой, долгое возвращение в родные места, тоска и ожидание встречи – все эти фольклорные приметы гармонично смотрятся в рубцовском тексте.

Хотя звукопись передает тяготы непростого пути, чувствуется приподнятая эмоциональная настроенность лирического повествования. Позитивное впечатление закрепляется в финале. Радость встречи с родной землей разделяет с героем верный друг и помощник, коник-труженик. Неброский, но милый сердцу пейзаж придает сил усталым путникам: даже лошадиное ржание звучит «молодо» – энергично и весело.

Как многие рубцовские произведения, «Старый конь» не раз переложен на музыку. Стихотворение продолжает свою жизнь в разнообразных вокальных версиях: как академический вариант а капелла в исполнении мужского хора, как народный – под баян или в форме бардовской песни с гитарным аккомпанементом.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах