«Когда над полем зеленеет…» В. Хлебников
* * * Когда над полем зеленеет
Стеклянный вечер, след зари,
И небо, бледное вдали,
Вблизи задумчиво синеет,
Когда широкая зола
Угасшего кострища
Над входом в звездное кладбище
Огня ворота возвела, –
Тогда на белую свечу,
Мчась по текучему лучу,
Летит без воли мотылек.
Он грудью пламени коснется,
В волне огнистой окунется,
Гляди, гляди, и мертвый лег.
1911–1912 гг.
Анализ стихотворения Хлебникова «Когда над полем зеленеет…»
Ранние стихи Велимира Хлебникова – это попытки найти свой путь в поэзии, желание выразить мысли так, чтобы они действительно запали в душу человеку. Поэтому неудивительно, что произведения, датированные 1911-1912 годами, настолько отличаются друг от друга как по форме, так и по содержанию, что очень сложно предположить, будто бы они принадлежат перу одного и того же человека. Тем не менее, это так: до того, как стать футуристом, Велимир Хлебников успел побывать и философом, и романтиком, и даже лириком-пейзажистом. Пример тому – стихотворение «Когда над полем зеленеет…», написанное в 1912 году. В нем автор попытался соединить два таких разных понятия, как романтизм и философия, добившись удивительных результатов. Примечательно, что именно по этому пути вскоре пошел и Борис Пастернак, который очень любил творчество раннего Хлебникова, но при этом не мог смириться с его футуристическими экспериментами.
В первых строчках автор создает очень красивый пейзаж, рассказывая о том, как на землю опускается «стеклянный вечер» и «небо бледное вдали, вблизи задумчиво синеет». Пытаясь настроить читателя на лирический лад, автор использует очень тонкие сравнения, умело создавая образы, которые действительно запоминаются. Мирная картина дополнена костром, который постепенно догорает, а его дым, высоко поднимающийся вверх, напоминает вход «в звездное кладбище». Горячий воздух, в котором летают хлопья золы, наполнен легкой горечью дыма. И именно эти «врата» являются входом в иной мир для существ, которые, как убежден поэт, не обладают ни волей, ни разумом.
«Тогда на белую свечу, мчась по текучему лучу, летит без воли мотылек», – отмечает автор, заранее зная, чем закончится подобный полет. Гибель мотылька в этом случае неизбежна – он попросту сгорает в пламени костра, который для одних служит источником тепла, а для других – источником смерти. «Он грудью пламени коснется, в волне огнистой окунется, гляди, гляди, и мертвый лег», – таков печальный финал этого хрупкого создания. Однако поэт не переживает по этому поводу. Скорее, ему любопытно, почему мир устроен именно таким образом. Ведь и люди, как мотыльки, нередко сгорают, соприкоснувшись с тем, что может их уничтожить. Но смерть человека – это трагедия, а гибель мотылька проходит незамеченной, и лишь поэт обратит внимание на то, что чрез ворота, открытые в небесное царство, прошла еще одна безвинная душа.