«Своими горькими слезами…» А. Блок
* * * Своими горькими слезами
Над нами плакала весна.
Огонь мерцал за камышами,
Дразня лихого скакуна…Опять звала бесчеловечным,
Ты, отданная мне давно!..
Но ветром буйным, ветром встречным
Твое лицо опалено…Опять – бессильно и напрасно –
Ты отстранялась от огня…
Но даже небо было страстно,
И небо было за меня!..И стало все равно, какие
Лобзать уста, ласкать плеча,
В какие улицы глухие
Гнать удалого лихача…И все равно, чей вздох, чей шепот, –
Быть может, здесь уже не ты…
Лишь скакуна неровный топот
Как бы с далекой высоты…Так – сведены с ума мгновеньем –
Мы отдавались вновь и вновь,
Гордясь своим уничтоженьем
Твоим превратностям, любовь!Теперь, когда мне звезды ближе,
Чем та неистовая ночь,
Когда еще безмерно ниже
Ты пала, униженья дочь,Когда один с самим собою
Я проклинаю каждый день, –
Теперь проходит предо мною
Твоя развенчанная тень…С благоволеньем? Иль с укором?
Иль ненавидя, мстя, скорбя?
Иль хочешь быть мне приговором? –
Не знаю: я забыл тебя.
20 ноября 1908 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга вторая» (1904–1908). Цикл «Фаина» (1906–1908).
Анализ стихотворения Блока «Своими горькими слезами…»
Сцены последнего разговора влюбленных и болезненного расставания завершают поэтический цикл «Фаина», посвященный актрисе Наталье Волоховой. В произведении «Я помню длительные муки…» диссонансы отношений, приведших к разрыву, обозначены выразительной деталью – «заломленными» руками лирической героини. Упоминая о тягостных ощущениях и жгучих унижениях бессмысленной жизни, субъект речи не замыкается в кругу интимных переживаний. Изображению эмоций сопутствуют картины наступающего дождливого утра. Стихотворение завершается сложным образом весеннего ливня, который помимо своего прямого значения символизирует слезы, сопровождающие бурное объяснение героев.
С аналогичной детали начинается художественный текст, датированный осенью 1908 г. На этот раз слезы льет персонифицированный образ весны, которая оплакивает охлаждение, сменившее любовную страсть.
В начальных строфах упоминаются фрагменты сцены конфликта: звучат отдельные обвинения, указаны особенности поведения участников ссоры. Образы героев противопоставлены. Она, упрекающая бывшего возлюбленного в бесчеловечности, предстает пассивной, робкой и бессильной. Он чувствует себя энергичным, правым, хоть и взбудораженным нервным расставанием. Свою убежденность субъект речи иллюстрирует афоризмом «… небо было за меня!»
Оставив былую любовь, герой отправляется в дорогу, ища в ней способ избавления от переживаний прошлого. Верным спутником лирического «я» становится конь, лихой скакун, которого манят далекие мерцающие огни.
Обида – приоритетная черта эмоционального портрета уязвленного героя. Именно ей продиктованы демонстративные заявления о безразличии к объектам любовных увлечений.
Во второй части меняется время лирической ситуации. Ссора в «неистовую ночь», изображенная «по горячим следам», теперь отделена от субъекта речи, существуя как воспоминание. Былые страсти, сопровождавшие любовный финал, расцениваются как «превратности» сложного чувства.
В завершающих строках получает развитие мотив падения, развенчания идеальных отношений. Фигура избранницы сливается с отвлеченной категорией любви, и метафора «униженья дочь» относится к новому обобщенному образу.
Разрыв отношений не приносит спокойствия бывшему возлюбленному. Испытывая мучения, он проклинает «каждый день» своего увлечения. Герою является видение – «развенчанная тень» бывшей пассии. Лирический субъект все еще чувствует себя оскорбленным, хотя и сообщает о собственном безразличии к минувшим событиям.