Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Вольный сокол» А. Фет

Не воскормлён ты пищей нежной,
Не унесен к зиме в тепло,
И каждый час рукой прилежной
Твое не холено крыло.

Там, над скалой, вблизи лазури,
На умирающем дубу,
Ты с первых дней изведал бури
И с ураганами – борьбу.

Дразнили молодую силу
И зной, и голод, и гроза,
И восходящему светилу
Глядел ты за море в глаза.

Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.

1884 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск второй» (1885).

Анализ стихотворения Фета «Вольный сокол»

Лирический герой фетовских творений, погруженный в совершенный мир природы, много знает о поведении и образе жизни птиц. Воробей, купающийся в песке перед дождем, или последняя песня «любовника роз» соловья, неожиданно прозвучавшая над угрюмым садом, – образы крылатых персонажей детализованы, логичны, соотнесены с лирической ситуацией. Органично вписанные в реальный сюжетный план и окруженные положительным эмоциональным контекстом, они осмысливаются на символическом уровне как воплощение поэтического вдохновения, полета романтической души, отринувшей суету повседневности.

Молодой, полный сил сокол – центральный персонаж и адресат стихотворения 1884 г. Лирический субъект, восхищенный бесстрашием и мощью хищной птицы, обращается к прошлому, к этапу взросления птенца.

Зачин организуется комплексом страдательных причастий с отрицательным значением, выступающих в роли однородных сказуемых: «не вскормлён» – «не унесён» – «не холено». Анафора противопоставляет образ свободной птицы изнеженному питомцу, чье существование зависит от людской заботы.

Центральный эпизод задает координаты художественного пространства, в срединной точке которого располагается высокий старый дуб с гнездом, где начал земную жизнь персонаж. С первых дней птенцу пришлось вести борьбу со стихией и голодом, и привычка к противостоянию закалила характер, развила способность смело встречать опасность. Показателен результат воздействия неблагоприятных обстоятельств на персонажа: автор описывает его при помощи глагола «дразнили».

Олицетворение – ведущий художественный прием, организующий структуру центрального образа и фоновой зарисовки. Восходящее солнце наделяется взглядом, дерево характеризуется эпитетом «умирающее», а растущий птенец испытывает эмоции, подобные человеческим. Разрабатывая антропоморфную трактовку, поэт опирается на тенденции русского фольклора, где сокол символизирует удалого молодца.

Закономерен триумфальный финал взросления, которое завершается уверенным и широким полетом. Лексема «поплыл» указывает на плавную траекторию движения мощных крыльев. Мотив полета, знаковый для фетовской лирики, позволяет соотнести образ с категорией художественного творчества, свободного от мелких и преходящих тем.

В стихотворном посвящении Шиллеру тема поэтического процесса аллегорически связана с обликом другой хищной птицы – царственного орла. Лирический герой восторженно именует адресата «орлом», создавшим «могучие, светлые» песни.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах