«Телега жизни» А. Пушкин
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . .Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега –
А время гонит лошадей.
1823 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Телега жизни»
Во время южной ссылки Александр Пушкин почти все время пребывал в довольно мрачном расположении духа, мысленно проклиная не только собственную судьбу, но и людей, причастных к его изгнанию из Санкт-Петербурга. Именно в этот период в творчестве поэта появляются саркастические и даже издевательские нотки, автор пытается обобщить все происходящее и наделить неким философским смыслом.
Итогом таких попыток можно считать стихотворение «Телега жизни», которое было написано в 1823 году. Поэт в это время находился в Одессе и вынужден был служить в канцелярии генерал-губернатора Михаила Воронцова, выполняя мелкие и никому особо не нужные поручения. Согласно воспоминаниям очевидцев, последней каплей, которая переполнила чашу терпения поэта, стала поезда за город с целью выяснить, насколько сильно пострадали посевы пшеницы от полчища саранчи. Считается, что именно после этого случая Пушкин не только составил дерзкий отчет для своего начальника, но и написал стихотворение «Телега жизни», в котором излил всю свою желчь и язвительность.
Философское отношение к действительности, которую поэт был не в состоянии изменить, натолкнуло его на весьма удачный литературный образ. В результате Пушкин сравнил человеческую жизнь с телегой, которая «на ходу легка», хотя порой и вынуждена вести тяжелый груз. К нему автор причисляет мысли, чувства и поступки людей, которые, тем не менее, не в состоянии ускорить либо замедлить ход жизни-телеги. Повлиять на это можем лишь мы сами, когда «рады голову сломать» ради того, чтобы поскорее добраться к намеченной цели, какой бы призрачной и нелепой она ни казалась со стороны.
Юность Пушкин сравнивает с ранним утром, когда человек лишь садиться в телегу и несется на ней во всю прыть по ухабам и бездорожью, не считаясь со временем и собственными силами. Однако когда наступает полдень, который в трактовке автора символизирует зрелость разума и тела, «нам страшней и косогоры, и овраги». Это означает, что с годами человек не только приобретает некоторую мудрость, но и становится куда как более осторожным, понимая, что на извилистой дорожке даже в добротной и прочной телеге можно запросто свернуть себе шею.
Ну и, наконец, в жизни практически каждого человека наступает тот период, когда ему уже вообще никуда не хочется ехать. У Пушкина вечер символизирует старость, когда человек, проехавший огромный путь, уже настолько сроднился со своей жизнью-телегой, что уже попросту перестает замечать ее привлекательные стороны, радоваться и огорчаться, любить и страдать. На этом этапе все мы «дремля, едем до ночлега, а время гонит лошадей».
Таким образом, Пушкин сравнил человеческую жизнь с поездкой на скрипучей телеге, и это путешествие лишь вначале дает каждому из нас ощущение радости, вдохновляет на дерзкие поступки и заставляет не замечать препятствий. Однако с возрастом жизнь становится в тягость даже оптимистам, которые, не видя для себя более интересного пути, теряют к такой поездке всякий интерес и раздражаются каждый раз, когда попадают в ухабы.
Примечательно, что это стихотворение было опубликовано практически сразу же после того, как Пушкин вернулся из южной ссылки. Однако в журнале «Московский телеграф» вышла видоизмененная версия этого произведения, из которого Петр Вяземский убрал нецензурные выражения, к которым поэт любил прибегать в моменты крайнего раздражения. Пушкин же, отправляя рукопись Вяземскому, заранее предупредил, что тот может вносить правки по своему усмотрению, признавая тем самым, что «Телега жизни» была написана им под воздействием затяжной депрессии.