«Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..» А. Толстой
* * * Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёю, незримые оку.
Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!
Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву,
Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных?
Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который,
В древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской,
С образом сходен предвечным своим от слова до слова.
Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,
Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов,
Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,
Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса?
Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,
Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.
Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.
О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,
Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки
Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,
Выйдут из мрака всё ярче цвета, осязательней формы,
Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье…
Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолётное помни виденье!
<Октябрь 1856>
Анализ стихотворения Толстого «Тщетно, художник, ты мнишь…»
Стихотворение «Тщетно, художник, ты мнишь…» в октябре 1856 года. В этот период краха николаевского режима и оживления либеральной мысли А. К. Толстой, тридцатидевятилетний зрелый мастер, знающий, о чем пишет, начинает активно публиковаться.
Свой поэтический манифест поэт излагает гекзаметром – древнейшим и самым употребительным стихотворным размером античной поэзии, который один только и дает возможность передать изящную речь «для избранных» и добиться требуемого художественного эффекта.
Автор использует многочисленные выразительные средства, призванные описать все многообразие мира как объекта творческой интерпретации:
- риторические восклицания – «Тщетно …ты мнишь…!», «… не Фидий воздвиг…!»;
- риторический вопрос – «Фидий ли выдумал?..» – по сути, являющийся утверждением;
- инверсию – «творений своих», «с образом … предвечным», «марш похоронный», «много в нем есть сочетаний», «слух… душевный», «грамоты тайной», «марш похоронный («Реквием»), «выступят картины» – обеспечивающую соблюдение стихотворного размера;
- обращения – «художник», «поэт» – адресуются всем творческим людям;
- синтаксический параллелизм – «нет, то не Фидий.., нет, то не Гете…», «много … форм, много сочетаний…», «кто умеет, кто вовлекает…»;
- ряды однородных членов предложения – «чело, гриву, взор», «форм, звуков, сочетаний», «черту, созвучье, слово», часть из которых выражает авторскую установку – «окружи, окружися, будь одинок и глух, напрягай зренье», «внимай, гляди, помни»;
- эпитеты – «громоносные (движение которых сопровождается громом) брови», «царственный взор», «глубокая, вселенская правда», «предвечный (вечный, не имеющий начала и конца) образ», «светлые миры», «безнадежная бездна», «неземные рыданья», «душевные слух и зренье», «тайная (невидимая при обычных условиях) грамота», «бесцветные (в значении «невидимые») строки», «стройные сочетания», «ясное значенье», «мимолетное виденье»;
- архаизмы – «око», «чело», «взор» – и лексика высокого стиля – «пламя», «мрак», «мнишь», «незримые», «воздвиг», «созидать», «внимать», «вовлекать» – призваны придать изложению значение и торжественность;
- метафоры – «мрак бровей», «ряд аккордов», «плач души», «бездна хаоса», «черта рисунка» – способствуют созданию ярких образов;
- фразеологизм – «от слова до слова»;
- олицетворения – «раздирающие сердце аккорды», «погибшая мысль», «неутешная душа», «звуки рыдали», «удивленный мир» – которые, значительно сокращая текст, облегчают передачу авторской идеи;
- оксюморон – «невидимые формы», «неслышимые звуки»;
- многосоюзие – «и слова и цвета», «и видеть и слышать»;
- контекстуальные антонимы – «древнегерманская – вселенская»;
- сравнения – «слеп, как Гомер», «глух, как Бетховен».
Рассматриваемое стихотворение – программное произведение поэта, сопряженное с мифологическими мотивами. В нем изложен взгляд автора на суть поэтического творчества в соответствии с так называемой теорией «чистого искусства», не обремененного социальным заказом, использующего возвышенные образы и отражающего исключительно внутренний мир и переживания человека.