«Ты клонишь лик, о нём упоминая…» А. Толстой
* * * Ты клонишь лик, о нём упоминая,
И до чела твоя восходит кровь –
Не верь себе! Сама того не зная,
Ты любишь в нём лишь первую любовь;Ты не его в нём видишь совершенства,
И не собой привлечь тебя он мог –
Лишь тайных дум, мучений и блаженства
Он для тебя отысканный предлог;То лишь обман неопытного взора,
То жизни луч из сердца ярко бьёт
И золотит, лаская без разбора,
Всё, что к нему случайно подойдёт.
<1858>
Анализ стихотворения Толстого «Ты клонишь лик, о нем упоминая…»
Расцвет лирической темы в творчестве Толстого приходится на 1850-е гг. Искренность интонаций, мудрость позиции лирического «я», психологическая точность и простота стиля – качества, объясняющие неувядающую свежесть толстовских творений.
Стихотворение, датированное 1858 г., обращено к юной героине, переживающей пору первой любви. Печальное настроение девушки, которое выражают наклон головы и прилившая к лицу кровь, порождает сочувственную реакцию лирического субъекта. Последний, доброжелательный и умудренный житейским опытом, обращается к своему адресату с парадоксальным призывом не верить себе: первая робкая привязанность иллюзорна, она является плодом «тайных» мучительных и радостных раздумий, а не счастливым выбором любящего сердца.
Анализируя ошибки молодости, лирическое «я» действует мягко и деликатно, облекая свои мысли в простую, но точную и лаконичную афористичную форму. Представления о достоинствах избранника не верны, они надуманы, позаимствованы из романтических книг. Невольный самообман связан с неопытностью героини. Мотив заблуждения, вызванного первым сердечным увлечением, связывает анализируемый текст с эпизодом из «Евгения Онегина». Для того чтобы безоглядно влюбиться в нового соседа, юной Татьяне, любительнице сентиментальной литературы, понадобился один-единственный визит столичного гостя. Пушкин сравнивает внезапное чувство девушки с «в землю падшим зерном», пробужденным весенним теплом.
Произведение Толстого завершает оригинальная метафора, которая уподобляет чистосердечие героини «жизни лучу», исходящему из доброго сердца. Щедрый теплый свет «золотит» и ласкает даже случайных спутников лирического адресата. Значение иносказательной конструкции допускает разные трактовки: ее можно посчитать и комплиментом, и объяснением, призванным развеять грустное настроение лирического «ты».
Женский образ, который возникает в стихотворном тексте «Тебя так любят все! Один твой тихий вид…», напоминает психологический портрет юной влюбленной из анализируемого произведения. И здесь лирический субъект не может смириться с унынием кроткой, доброй и приятной обществу женщины. Композиция обоих произведений обнаруживает общие черты: за изображением чувств адресата следует развернутое иносказание, связывающее состояние женской души с деталями природного мира.