Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Успокоение» К. Бальмонт

«Успокоение» Константин Бальмонт

Вечернее тихое море
Сливалось воздушною дымкой
С грядою слегка-лиловатых
Охваченных сном облаков,
И в этом безмерном просторе
Дышали почти невидимкой,
Как дышат мечты в ароматах,
Бесплотные образы снов
Они возникали как краски,
Как чувства, зажженные взором,
Как сладкий восторг аромата,
Как блеск и прозрачность воды,
Как светлые вымыслы сказки,
Как тучи, что встали дозором,
Чтоб вспыхнуть на миг без возврата,
Пред ликом вечерней звезды.

Анализ стихотворения Бальмонта «Успокоение»

Судя по манере написания, стихотворение «Успокоение» могло входить в первые сборники К. Д. Бальмонта середины девяностых годов позапрошлого столетия, которые критики более относили к импрессионизму, так как оно рисует удивительный, акварельный морской пейзаж, созвучный душевному состоянию автора: природа приходит в равновесие.

Отраженное в стихотворении состояние природы, атмосфера тихого вечера у моря отражает психологическое состояние поэта, она успокаивает его мятущуюся душу и беспокойные чувства. Автор недаром дважды упоминает о снах — он нуждается в душевной релаксации.

Стихотворение является идеальным образчиком символизма в поэзии, изысканности и утонченности, свидетельством виртуозного владения словом, богатства лексики и невероятного, уникального таланта автора. Он оперирует неясными, эфемерными образами снов, описывая с разных сторон нечто неосязаемое. Тем не менее стихотворение завораживает своей красотой и звучит подобно музыке.

Невозможно не оценить эпитеты, содержащиеся в тексте — «вечернее …море», «лиловатые облака», «безмерный простор», «светлые вымыслы», «бесплотные образы», «вечерняя звезда», «сладкий восторг», олицетворения – «охваченные сном облака», «образы дышали», «дышат мечты», тучи встали дозором», «лик звезды», яркие сравнения – «дышали, как дышат мечты», «возникали, как краски».

Среди художественных средств, которые использует Константин Дмитриевич – многочисленные метафоры — «дымка облаков», «дышали невидимкой», «мечты в ароматах», «восторг аромата», «вымыслы сказки», «образы снов», ряд поразительных метафор, найденных автором, одновременно являются оригинальными олицетворениями — «зажженные взором чувства», «(тучи) встали дозором».

Распространенная анафора — «как краски, как чувства, как восторг, как блеск и прозрачность…, как вымыслы…, как тучи» — одновременно является «многоэтажным» сравнением и элегантно маскирует ряд однородных дополнений.

Поэта поражает огромность свершающихся в природе перемен, он преклоняется перед ее величием, что отражает введение лексики высокого стиля – «пред ликом». Создается впечатление, что автор обращается сразу ко всем чувствам читателя – зрению («зажженные взором чувства»), обонянию («восторг аромата»), воображению («вымыслы сказки»).

Емко отражает тему стихотворения оборот «покой и умиротворение» — то, чего так не хватало неуравновешенному, подверженному влияниям Бальмонту при жизни.

Метки:



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тургенев; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах