Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Утро вечера мудренее» Ф. Глинка

Сегодня вихорь парус рвет;
И вал на отмель лодку бьет;
И гром над безднами ревет;
И молния пловцу в глазах ресницы жжет…
А завтра – ни грозы, ни бури:
Погода… мир… и тишина,
Под круглым куполом небесныя лазури
Светлеет моря глубина…
Для нашей жизни нет картины сей вернее,
И – утро вечера бывает мудренее.

1826 г.

Анализ стиха Ф. Глинки «Утро вечера мудренее»

Небольшое произведение при всей своей идилличности имеет глубокое философское наполнение. В его рамках русский поэт и патриот Ф. Н. Глинка, человек с колоссальным жизненным опытом призывает нас к умеренности, взвешенности оценок любого явления.

Стихотворение написано по следам непростых жизненных обстоятельств автора – ареста, разжалования и ссылки ввиду участия в декабристском движении. Несмотря на это поэт прожил долгую жизнь, нашел семейное счастье и стал уважаемым членом общества.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • олицетворения – «вихорь рвет», «вал бьет», «гром ревет», «молния жжет», неделя явления природы свойствами живых существ, поэт точно описывает происходящее, делает его понятным читателю;
  • многочисленные умолчания – «в глазах ресницы жжет…», «Погода… мир…», «светлеет моря глубина…» – подобный авторский прием – пауза – словно останавливает время, побуждая читателя задуматься, всмотреться в картины действительности;
  • эллипсис – «завтра – (не слышно) ни грозы, ни бури», «и – (так, таким образом) утро бывает мудренее» – создает смысловой акцент и помогает выдержать стихотворный размер;
  • многосоюзие – «ни грозы, ни бури», «и бьет, и ревет, и жжет» – придает изложению образность, подчёркивает роль каждого слова, создает единство перечисления и усиливая связность и эмоциональность текста;
  • метафору – «купол лазури», поэтическое название небосвода;
  • инверсию – «светлеет глубина», «картины сей вернее», которая придает словам особый вес, а речи – торжественность и возвышенность;
  • контекстуальные антонимы – «утро – вечер», «сегодня – завтра» – помогают объяснить взаимосвязь явлений;
  • лексику высокого стиля – «бездна».

Композиция основывается на противопоставлении состояний природы – непогоды и затишья. В качестве объекта не случайно выбрано море как символ свободной стихии. И здесь совершенно очевидна отсылка к жизненным бурям, переменчивому душевному настрою человека.

Первое четверостишие с его глагольными рифмами полно динамизма и экспрессии. На контрасте с ним подается втрое четверостишие, полное безмятежного покоя. Таким образом поэт раскрывает две стороны одного явления и предостерегает нас от отчаяния и поспешных решений, принятых под влиянием импульса. Заключительные строки содержат мораль, которую надо понять как отеческое назидание и призыв к терпению.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах