Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«В блесткой тьме» И. Северянин

В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив;
Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.

Каждая строчка — пощечина. Голос мой — сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блесткая аудитория, блеском ты зло отуманена!
Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!
Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина
Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

Анализ стихотворения Северянина «В блесткой тьме»

Стихотворение «В блесткой тьме» написано в 1913 году, когда поэт находился в зените своей славы, частенько позволял себе эпатаж и выпады против особ так называемого большого света. Произведение ярко отражает неприязнь поэта к титулованным особам, которые открыто игнорировали общественное мнение, а при личных встречах, видимо, демонстрировали дистанцию между собой и поэтом, пусть и очень популярным. Нельзя не заметить, что такое положение дел уязвляло поэта, хоть он и позиционировал себя как сторонника широких взглядов.

Для характеристики своих антагонистов он подбирает яркие уничижительные неологизмы: «в шик опроборенные (с безупречными проборами)», «наструнились (вытянулись в струну, застыли)», «оглупив (придав лицам отсутствующие, скучающие, без мысли, выражения)», «сарказмно (с сарказмом)», «нео-поэзный (присущий поэзии нового, северянинского типа)», «отуманена». Эпитет «блесткая (наполненная людьми, пытающимися придать себе значение, блеск, которого нет)» имеет смысл в сочетании с существительным тьма.
Противопоставить великосветскому презрению поэт может только порох своих поэз — стихотворений. Он доказывает, что готов взорвать словом протокольную скуку гостиных.

Средства художественной выразительности, которые использует автор:

  • эпитеты – «великосветские олухи», «княжья (княжеская, принадлежащая князю) гостиная», «нео-поэзный мотив», «тусклые сиятельства», «мировой резонанс», «блесткая аудитория»;
  • олицетворения – «оглупив лица», «мотив взорвал», «рифмы слагаются в кукиши», «кажет язык ассонанс (созвучие гласных для усиления выразительности)», «блеском зло отуманена» — придают человеческие черты авторским чувствам, а всему произведению – убийственную конкретику;
  • метафоры — «скуку взорвал», «презираю пламенно», «блеском отуманена (самолюбование, внешний блеск мешает представителям высшего света реально взглянуть на вещи, на положение в стране — недаром он пишет, что горизонт скрыт)»;
  • эллипсис – «строчка – (как) пощечина»;
  • оксюморон – «тусклые сиятельства» одновременно является язвительной инвективой;
  • инверсия — «скрыт от тебя, недостойная»;
  • обращение — «недостойная» – фиксирует внимание читателя на оценке автором адресата своей речи;
  • лексический повтор – «Тусклые ваши сиятельства!» – автор дважды использует удачно найденный оборот, который является также оксюмороном;
  • синекдоха – «горизонт будущего», «времена Северянина» — позволяет понять, какое место в литературе отводит себе автор;
  • многосоюзие — «и Блок, и Бальмонт» — подчеркивает, что поэт считает себя достойным быть в одном ряду со своим великим предшественником.

Стихотворение передает атмосферу напряжения — недаром поэт использует слова «наструнив», «натянуто», — которая царила в предвоенном обществе, его отношение к царской семье и ожидание грядущих революционных перемен – мирового резонанса.

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах