«В деревне Бог живёт не по углам…» И. Бродский
* * * В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне Он – в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.
1965 г.
Анализ стихотворения
Стихотворение «В деревне Бог живет не по углам» Иосиф Бродский написал в июне 1965 года. Тогда поэт коротал время в ссылке в деревне Норенской Архангельской области. Его отправили туда по обвинению в тунеядстве.
Находясь в ссылке, Бродский познавал непростую и своеобразную сельскую жизнь, бытовые и культурные особенности. В стихотворении поэт показал свое восприятие и видение религиозной стороны жизни сельчан. Оно получилось живым и колоритным, с легким и ироничным юмором, хотя и относится к философской лирике.
Тема стихотворения – выводы из наблюдения за религиозно-бытовыми аспектами жизни деревенских людей, выделение божественного начала во всем. Бродский обращает читательское внимание на интересный нюанс: горожане привыкли считать, что Бог у сельчан находится «по углам», то есть в виде висящих на стенах икон, в действительности же божественным началом в сельской жизни пронизано буквально все. И этим деревенские жители отличаются от горожан, утративших веру, живущих не по божьим законам.
Бродский тонко и иронично подмечает моменты сельского быта, где божественный образ проникает повсюду: и «освящает кровлю», и «варит по субботам чечевицу», и «изгороди ставит», и «выдает девицу за лесничего», и спасает утку от выстрела охотника. Таким образом поэт говорит, что сельчанин все делает, прося божьего благословения, и во всем видит волю Бога. Причем Бог в народном восприятии отличается от церковного представления. Это скорее помощник, опекун, добрый дух, который «приплясывает» и «подмигивает». То есть народное восприятие очень близко к языческому.
Видно, что поэт скептически относится к народному образу Бога, показывает себя убежденным атеистом. Но, несмотря на юмор и сарказм, в строках читается и уважение к культуре и верованию народа, снисходительное понимание. Утверждая свой атеизм в конце стихотворения, Бродский все же признается, что наблюдение за своеобразным бытом и проявлениями духовности сельчан доставляет ему удовольствие.
Стихотворение разделено на четыре четверостишия, использована линейная композиция. Стихотворный размер – 5-стопный ямб.
Из средств выразительности выделяются глаголы. Используя их, Бродский придал произведению живость, легкость. Еще нужно отметить повествовательный характер изложения мыслей. При прочтении создается впечатление присутствия в той самой деревне. Читатель словно бы видит все глазами автора. Также в произведении присутствуют эпитеты, метафоры. Олицетворений нет.
Автор: Иосиф Бродский