«В душе, измученной годами…» А. Фет
* * * В душе, измученной годами,
Есть неприступный чистый храм,
Где всё нетленно, что судьбами
В отраду посылалось нам.Для мира путь к нему заглохнет, –
Но в этот девственный тайник,
Хотя б и мог, скорей иссохнет,
Чем путь укажет мой язык.Скажи же – как, при первой встрече,
Успокоительно светла,
Вчера – о, как оно далече! –
Живая ты в него вошла?И вот отныне поневоле
В блаженной памяти моей
Одной улыбкой нежной боле,
Одной звездой любви светлей.
1867 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883). Раздел «Разные стихотворения».
Анализ стихотворения Фета «В душе, измученной годами…»
Примерно в середине 50-х годов XIX века между А. А. Фетом и И. С. Тургеневым завязываются дружеские отношения. Литераторы ведут активную переписку, в которой спорят о сущности и предназначении искусства. В одном из писем Тургенев довольно резко заявил Фету, что присланное им ранее стихотворение бесполезное и плохое.
Литератор имел в виду «В душе, измученной годами…». Это произведение было написано, как предполагают литературоведы, в середине сентября 1857 года. Стихотворение было напечатано в сборнике «Вечерние огни». Оно состоит из четырёх строф, имеющих перекрёстную рифму. Стихотворный размер, по всей видимости, четырёхстопный ямб. В нечётных строках мы можем заметить, что последняя стопа представляет собой амфибрахий.
В стихотворении поэт использует устаревшую лексику. В тексте встречаются такие малоупотребительные в обычной речи слова, как «отрада», «далече», «боле».
Особенностью стихотворения является обилие изящных эпитетов. При описании потаённых уголков человеческой души автор пользуется такими выражениями, как «неприступный чистый храм», «девственный тайник», «блаженная память».
Речь в этом произведении идёт об очерствении души. Поэт, он же лирический герой стихотворения, остро переживает по этому поводу. Из-за перенесённых за долгую жизнь невзгод он не может испытать столь же искренние эмоции, что и в юности. Его память хранит тёплые воспоминания обо всём добром, что с ним случалось прежде, но почувствовать себя снова счастливым герой не в силах. Чтобы передать это состояние, Афанасий Афанасьевич использует образ храма, дорога к которому забыта. Говоря о том, что язык скорее иссохнет, чем сообщит, как добраться до святилища, поэт словно раздваивается, отделяя самого себя от своей ищущей страдающей души.
Но уже во второй строфе настроение произведения меняется. Тон героя становится более пылким благодаря эмоциональным восклицаниям. Протагонист вопрошает некую особу, как ей удалось попасть в храм души. Выразительные эпитеты («успокоительно светла», «улыбкой нежной») делают образ этой неназванной девы похожим на ангельский. Мы понимаем, что это надежда, появление которой свидетельствует, что сердце героя всё ещё живо и чутко. Его сокровищница памяти пополняется новыми счастливыми воспоминаниями, и возможно, когда-нибудь душа обретёт утраченную гармонию, восстановив связь с таинственным храмом.
Отчего же Тургенев так негативно отозвался об этом произведении? Думается, дело в том, что главной пользой искусства писатель считал воспитание в читателе добродетелей. Это же стихотворение ничего не воспитывает, оно просто повествует о духовных поисках героя, о его субъективном опыте. Однако это не лишает его эстетической ценности и красоты.