Pishi-stihi.ru »
«Всё начинается с любви…» Р. Рождественский
* * * Всё начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово». А я провозглашаю снова: Всё начинается с любви! Всё начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребёнка – всё начинается с любви. Всё начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Всё, даже ненависть – родная и вечная сестра любви. Всё начинается с любви: мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг – всё начинается с любви. Весна шепнёт тебе: «Живи». И ты от шёпота качнёшься. И выпрямишься. И начнёшься. Всё начинается с любви!
1974 г.
Анализ стихотворения Р. Рождественского «Все начинается с любви…»
Стихотворение увидело свет в 1974 году в журнале «Юность». Благодаря таланту Роберта Ивановича эффектное произведение о любви приобретает глубокое философское наполнение. Автор выделяет мощную созидательную силу многократно воспетого чувства.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- умолчания – «Все начинается с любви…», оформленная троеточием фраза-зачин слово предлагает читателю вслушаться в нее и подумать, насколько истинно утверждение автора, «Вначале было слово… « – в данном случае троеточие только прерывает цитату;
- риторические восклицания – «Все начинается с любви!», «С любви!», подчеркивающие настоятельность выстраданного авторского мнения – оно не допускает альтернативы;
- ряды однородных членов предложения – «озаренье, работа, глаза», «мечта, страх, вино, порох», «трагедия, тоска, подвиг», их частотность охватывает все перечисляемые предметы и явления, в основе которых лежит любовь и которые автор приводит в качестве ярких доказательств своего тезиса;
- лексический повтор «глаза цветов, глаза ребенка» выделяет ключевое слово «глаза» как зеркало души, первооснову любого явления;
- эпитет – «вечная сестра», то есть неотделимая – это констатация двуединства, неразрывной общности добра и зла, коренящихся в человеческой натуре;
- антонимы – «ненависть – любовь», выделяющие контрастные стороны человеческих чувств;
- придающее речи полнокровность, живость олицетворение – «весна шепнет», то есть даст толчок, возродит к жизни, невзирая на предыдущий опыт;
- цитирование – «Вначале было слово…» – отсылка к библейскому тексту, Евангелию от Иоанна, рассказывающему о вечном бытии, «Живи…», придающее тексту поистине документальную точность;
- металепсис (переход одного тропа в другой) – «И … качнешься. И выпрямишься. И начнешься» – представляет собой сочетанное многосоюзие, парцелляцию (членение предложения) и восходящую градацию (усиление смысла, признака), которые позволяют создать смысловой акцент на соседних словах, уравнять и дополнительно усилить их значение.
В попытке полемики со святыми текстами – «В начале было слово… и Слово был Бог» – поэт делает логический круг и все равно приходит к выводу о том, что любовь, которая и есть Бог (Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова) – первооснова всего сущего.
Автор: Роберт РождественскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑