Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Всё начинается с любви…» Р. Рождественский

* * *

Всё начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
             было
                    слово».
А я провозглашаю снова:
Всё начинается
                     с любви!

Всё начинается с любви:
и озаренье,
                и работа,
глаза цветов,
глаза ребёнка –
всё начинается с любви.

Всё начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Всё,
      даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.

Всё начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
              тоска
                      и подвиг –
всё начинается с любви.

Весна шепнёт тебе:
                           «Живи».
И ты от шёпота качнёшься.
И выпрямишься.
И начнёшься.
Всё начинается
                      с любви!

1974 г.

Анализ стихотворения Р. Рождественского «Все начинается с любви…»

Стихотворение увидело свет в 1974 году в журнале «Юность». Благодаря таланту Роберта Ивановича эффектное произведение о любви приобретает глубокое философское наполнение. Автор выделяет мощную созидательную силу многократно воспетого чувства.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • умолчания – «Все начинается с любви…», оформленная троеточием фраза-зачин слово предлагает читателю вслушаться в нее и подумать, насколько истинно утверждение автора, «Вначале было слово… « – в данном случае троеточие только прерывает цитату;
  • риторические восклицания – «Все начинается с любви!», «С любви!», подчеркивающие настоятельность выстраданного авторского мнения – оно не допускает альтернативы;
  • ряды однородных членов предложения – «озаренье, работа, глаза», «мечта, страх, вино, порох», «трагедия, тоска, подвиг», их частотность охватывает все перечисляемые предметы и явления, в основе которых лежит любовь и которые автор приводит в качестве ярких доказательств своего тезиса;
  • лексический повтор «глаза цветов, глаза ребенка» выделяет ключевое слово «глаза» как зеркало души, первооснову любого явления;
  • эпитет – «вечная сестра», то есть неотделимая – это констатация двуединства, неразрывной общности добра и зла, коренящихся в человеческой натуре;
  • антонимы – «ненависть – любовь», выделяющие контрастные стороны человеческих чувств;
  • придающее речи полнокровность, живость олицетворение – «весна шепнет», то есть даст толчок, возродит к жизни, невзирая на предыдущий опыт;
  • цитирование – «Вначале было слово…» – отсылка к библейскому тексту, Евангелию от Иоанна, рассказывающему о вечном бытии, «Живи…», придающее тексту поистине документальную точность;
  • металепсис (переход одного тропа в другой) – «И … качнешься. И выпрямишься. И начнешься» – представляет собой сочетанное многосоюзие, парцелляцию (членение предложения) и восходящую градацию (усиление смысла, признака), которые позволяют создать смысловой акцент на соседних словах, уравнять и дополнительно усилить их значение.

В попытке полемики со святыми текстами – «В начале было слово… и Слово был Бог» – поэт делает логический круг и все равно приходит к выводу о том, что любовь, которая и есть Бог (Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова) – первооснова всего сущего.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах