Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владислав Ходасевич

«Нет, молодость, ты мне была верна…» В. Ходасевич

* * *

Нет, молодость, ты мне была верна,
Ты не лгала, притворствуя, не льстила,
Ты тайной ночью в склеп меня водила
И ставила у темного окна.
Нас возносила грузная волна,
Качались мы у темного провала,
И я молчал, а ты была бледна,
Ты на полу простертая стонала.
Мой ранний страх вздымался у окна,
Грозил всю жизнь безумием измерить…
Я видел лица, слышал имена –
И убегал, не смея знать и верить.

19 июня 1907 г., Лидино.
Сборник «Молодость» (1908). Цикл «В моей стране».

Анализ стиха В. Ходасевича «Нет, молодость, ты мне была верна…»

В лирике Ходасевича образы смерти и трагической предопределенности довольно распространены. Вероятная причина этого – особые черты его личности: желчность, ирония, колкий ум, невероятная интеллектуальная честность и требовательность к себе и другим, а также то, что поэт с самого начала творческой деятельности был обречен на литературное одиночество, поскольку его стиль не вписывался ни в одно известное определение.

Вот и стихотворение «Нет, молодость, ты мне была верна…» полно парадоксальными декадентскими, застарело-элегическими настроениями исчерпанности путей, которые пока не пройдены. Оно включает явный исповедальный мотив и содержит такие средства художественной выразительности:

  • олицетворения – «молодость … мне была верна, не лгала», «страх вздымался, грозил», очеловечивая явления и чувства, автор делает их понятными читателю;
  • многочисленные ряды однородных членов предложения – «не лгала, не льстила», «водила, ставила», «вздымался, грозил измерить», «видел, слышал, убегал», «знать, верить»;
  • обращение – «молодость» – выделяющее объект внимания автора;
  • эпитеты – «тайная ночь», «грузная (в контексте речи – неотвратимая, действующая помимо воли субъекта) волна», «ранний (испытываемый впервые) страх»;
  • анафорический повтор – «ты … была верна, ты не лгала, … ты … меня водила», «ты была бледна, ты стонала» – также создает акцент на молодости как реальном персонаже стихотворения;
  • лексику высокого стиля – «возносила», «простертая (то есть находящаяся в лежачем положении)», «вздымался», придающую изложению патетический, торжественный тон;
  • контекстуальные синонимы – «лгала, льстила»;
  • инверсию – «качались мы», облегчающую рифмовку;
  • метафору – «безумием измерить», то есть наполнить;
  • антитезу – «я молчал, а ты была бледна».

Поэт очеловечивает такой запоминающийся и значимый период своей жизни, как декадентская молодость и ведет с ней прямой разговор. В рамках произведения лирический герой словно опровергает тезис о переменчивости всего и вся и отмечает свою приверженность убеждениям, которые сложились в молодые годы.

Склеп – это подземное или заглубленное помещение, в котором устанавливают гробы с умершими. «Водить в склеп» в контексте речи означает погружать в прошлое, показывая прежде всего его темные, неприглядные и пугающие стороны. Молодость, словно прорицательница, ставит лирического героя не просто перед суровой реальностью, но и перед необходимостью выслушать грозные предупреждения, которые он не в силах воспринять.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах