Как писать стихи

«В классе» М. Цветаева


«В классе» Марина Цветаева

Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг — единица!

Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица большая потеря!
Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль — единица?

Анализ стихотворения Цветаевой «В классе»

Стихотворение «В классе» входит в сборник «Волшебный фонарь», опубликованный книгоиздательством «Оле-Лукойе». Как и предыдущая, эта книга пропитана искренними переживаниями только вступающего в жизнь существа. В произведениях этого сборника затронуты многие важные для подрастающего поколения темы. Среди них первые балы, дружба, душевные порывы и драмы.

Произведение «В классе» как раз посвящено одной из них. Лирическая героиня, школьница, получила единицу. «Подумаешь, трагедия!» – отмахнётся читатель, точь-в-точь как учитель из стихотворения. Но если посмотреть на ситуацию со стороны девочки, то окажется, что не такая уж это ничтожная проблема. Попробуем взглянуть на неё глазами автора.

Следует заметить, что поэтесса занимает здесь позицию рассказчика. Но не стоит думать, будто она равнодушно наблюдает за происходящим. В тексте и без того уже есть персонаж, который недооценивает масштаб случившегося. Учитель, как мы можем видеть, молча глядит на горькие слёзы маленькой героини и не верит, что она плачет по-настоящему. Ни о каком сочувствии здесь не идёт и речь.

Зато автор демонстрирует самое живое участие в судьбе девочки. Обратим внимание на лексику, которую использует Марина Ивановна, говоря о своей героине. Мы встречаем ласковые слова: «ручки», «слёзки». Одновременно присутствуют такие тяжелые мрачные слова, как «потеря», «боль», «горе». Нужно понимать, что это вовсе не злая ирония, выраженная в антитезе, а искреннее сопереживание. Автор по-настоящему разделяет обиду персонажа.

Думается, что поэтесса хорошо понимает, что значит получить наихудшую оценку для девочки. Даже если в жизни Марины Ивановны не случалось таких неприятностей, она всё равно очень ярко и правдоподобно описывает чувства школьницы. В тексте встречаются восклицания – «Ах, единица большая потеря!», риторические вопросы – «Разве учитель узнает…?». Эти средства хорошо выражают эмоциональное напряжение маленькой героини.

Обратим внимание и на метафору в третьей строфе. Конечно, страница никуда не уплывает, а продолжает лежать на парте, но с помощью этого выразительного образа мы можем прочувствовать всю глубину детской печали. Эта девочка становится нам ближе ещё и благодаря упоминанию бабушки и того, какое огорчение оценка принесёт ей. Мы понимаем, что героиня – добрый, послушный ребёнок, который любит свою бабушку и не хочет её расстраивать.

Таким образом, Марине Ивановне удалось рядовой, на поверхностный взгляд, случай превратить в трогательную историю, способную каждого из нас вернуть на мгновение в юные годы. И напомнить, что не следует недооценивать чувствительность детской души и оставаться равнодушными к её проявлениям.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах