Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«В монастырской келье узкой…» Н. Кончаловская

* * *

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя
Написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.

Анализ стиха Н. Кончаловской «В монастырской келье узкой…»

Наталья Петровна Кончаловская – не только мать двух известных режиссеров, но и переводчица и детская поэтесса. В стихотворении «В монастырской келье узкой…» она в понятной доступной детям форме рассказывает о подвижническом труде монахов-летописцев.

Памятники древнерусской литературы многим кажутся чем-то ненужным и замшелым, малопонятным. Действительно, неподготовленного человека они могут оттолкнуть всей мощью своей самобытности и сложностью восприятия. Между тем именно из летописей историки узнают, как жили наши далекие предки, о чем они мечтали и тревожились. Древние летописцы работали в то время, когда гремели освободительные и междоусобные войны, в дыму которых мучительно рождалось наше государство. Летописи концентрируют духовный опыт великого русского народа, и сегодня помогают сохранить наши корни.

Стихотворение Н. Кончаловской содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «в келье узкой», «записывал монах», «написал он», «слова его простые», которая позволяет выстроить рифмовку;
  • метонимию – «записывал быль», перенос значения по смыслу подчеркивает важность, достоверность описываемых событий;
  • эпитеты – «глухие (то есть сплошные, без окон) стены», «великий народ», «грозный час» – ярко и точно характеризуют явления, отражают авторскую оценку и придают нотки патетики в соответствии с тематикой произведения;
  • антонимы – «зима – лето» – подчеркивают прилежание, исключительное трудолюбие писца;
  • анафору – «Он писал зимой… Он писал из года в год…», которая создает акцент на личности монаха, его усердии;
  • олицетворение – «слова дошли (в значении стали известны, вызвали отклик, реакцию)».

Батый – монгольский государственный деятель и полководец. В 1237 – 1240 годах возглавил общемонгольский поход на Русь.

В рамках стихотворения автор косвенно дает понять, что без знания истории, уклада, законов, быта и нравов своего народа невозможно стать настоящим патриотом. Ведь земля, на которой мы живем, это не просто земля – она словно омыта каскадами живых и ушедших поколений.

Стихотворение призывает гордиться нашими пращурами, их трудом, борьбой, заботами о благе Родины, учит с уважением относиться к славной и трагической истории нашей страны, помнить, какие страшные испытания вынес русский народ, но все же добился исторического успеха и выстроил многовековую великую империю.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах