«В саду» А. Фет
Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследство!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда дышало детство.Густые липы те ж, но заросли слова,
Которые в тени я вырезал искусно,
Хватает за ноги заглохшая трава,
И чувствую, что там, в лесу, мне будет грустно.Как будто с трепетом здесь каждого листа.
Моя пробудится и затрепещет совесть,
И станут лепетать знакомые места
Давно забытую, оплаканную повесть.И скажут: «Помним мы, как ты играл и рос,
Мы помним, как потом, в последний час разлуки,
Венком из молодых и благовонных роз
Тебя здесь нежные благословляли руки.Скажи: где розы те, которые такой
Веселой радостью и свежестью дышали?»
Одни я раздарил с безумством и тоской,
Другие растерял – и все они увяли.А вы – вы молоды и пышны до конца.
Я рад – и радости вполне вкусить не смею;
Стою как блудный сын перед лицом отца,
И плакать бы хотел – и плакать не умею!
1854 г.
Анализ стихотворения Фета «В саду»
Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение «В саду» в 1854 году. Годом позже его напечатали в журнале «Современник» в номере втором. В произведении шесть четверостиший, строки которых рифмуются перекрёстно. Стихотворный размер, по всей вероятности, – шестистопный ямб. Автор выступает в качестве лирического героя и от первого лица рассказывает о своих впечатлениях.
Вместе с поэтом читатель вступает в старинный сад. С первых строк складывается ощущение, что это не заурядное место, а величественное царство, и относиться к нему следует с почтением. Здесь используется олицетворение: автор обращается к саду как к живому существу и произносит несколько высокопарное «приветствую» вместо более простого и непринуждённого «здравствуй».
Читая это стихотворение, можно понять, что сад для Афанасия Афанасьевича – это метафора памяти. Мы легко можем представить, как лирический герой неспешно бродит меж знакомых с детства деревьев, мягко прикасаясь к стволам и нащупывая на поросшей мхом коре вырезанные когда-то буквы. Пищу для нашего воображения дают изысканные эпитеты, на которые не скупится автор: «густые липы», «заглохшая трава», «молодые и благовонные розы». Мы можем проникнуться и состоянием лирического героя, которое отражено в таких эпитетах, как «улыбка горькая», «оплаканная повесть». Также грусть поэта передана в сравнении «как блудный сын».
Сам автор связывает образ сада с совестью. Именно это чувство стыдливости за растраченное впустую время возникает у поэта. Снова мы видим приём одушевления, когда каждая веточка и стебелёк начинают взывать к герою. Они напоминают ему о бесценных дарах – розах, вручённых некими «нежными руками». Думается, что этот образ тоже является метафорой добродетелей, прекрасных чувств, которые были в нём воспитаны, но иссякли в суетных волнениях.
Следует отметить изысканный поэтический язык. Помимо витиеватых эпитетов мы встречаем восклицания, риторические вопросы, умолчания, выраженные с помощью многоточия, придающие эмоциональность произведению. Отдельного внимания заслуживают повторы, часто встречающиеся в стихотворении. Пара слов «благовонный – благословляли» подчёркивает, что в юности всё было пропитано благость, правильностью, но это чувство теперь утрачено. Повторы, содержащиеся в фразах «я рад – радость вкусить не умею», «плакать бы хотел – плакать не умею» усиливают печаль героя. «А вы, вы…» звучит как полный отчаяния возглас.
Таким образом, стихотворение содержит важнейшую мысль: на фоне величественной природы, пусть и проявленной в виде сада, созданного людьми, человеческая жизнь кажется очень краткой, мимолётной. А потому не следует размениваться на мелкие страсти и тратить её впустую, чтобы не сожалеть об ушедших днях.