Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«В школу» З. Александрова

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
– Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.

Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
– Обещали хорошо,
лучше всех учиться!

Анализ стихотворения Александровой «В школу»

Произведение вошло в сборник «В школе и дома», выпущенный в 1952 г. издательством «Детгиз». Образ счастливой и беззаботной жизни советских детей, создаваемый в стихотворении, типичен для творческого мира Александровой. Подрастающий гражданин воспитывается в коллективе, он окружен заботой внимательных взрослых, обеспечивающих чистоту и комфорт своим подопечным. Вкусный обед, полноценный отдых, интересные игры и веселые праздники с подарками – миниатюрные сцены из стихотворения «Новые ясли», проникнутые оптимизмом, создают ощущения надежности, стабильности.

Лирическая ситуация анализируемого текста обращена к моменту, когда детям приходится прощаться с уютным детским садом, успевшим стать родным домом для каждого. В зачине коротко указаны внешние приметы, четко определяющие художественное время произведения – начало осени. Интонации легкой печали, ощущаемые в этом фрагменте, быстро сменяются приподнятыми нотками: новый этап жизни позиционируется автором как праздник, зримое доказательство взросления.

Прямая речь, занимающая большую часть текста, представляет собой доброе напутствие малышей, остающихся в саду, своим старшим товарищам по играм. Осознание серьезности момента, уважение к «взрослым» первоклассникам, грусть расставания, невольный укол зависти – поэтессе удалось передать не по-детски сложную гамму чувств детсадовцев, с важным видом провожающих выпускников.

В стихотворении нашло отражение явление советской повседневности, о котором знают не все современные родители, – летняя дача, куда вывозили маленьких жителей, спасая их от городской духоты и пыли. Автор осуществляет четкое разделение юных персонажей относительно их статуса: воспитанники детсада остаются на месте, первоклассники уезжают в город на поезде.

Грусть, навеянная предстоящим расставанием, мимолетна: меланхоличному моменту противопоставляются добрые воспоминания о годах, которые прошли в интересных играх, прогулках.

О желании поскорее повзрослеть сообщает концовка речи провожающих. Через год они пойдут в школу, где встретятся с нынешними первоклассниками. Заключительное замечание снимает остроту ситуации: разлука носит временный характер, и поэтому не ощущается как безнадежная.

Гордость за своих товарищей, трогательная уверенность в их будущих успехах – в эмоциональной реплике, завершающей стихотворение, нашло отражение чувство коллективизма, которое сумели взрастить воспитатели в душах юных подопечных.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах