Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Сад весь в цвету…» А. Фет

* * *

   Сад весь в цвету,
   Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!

   Вот я стою,
   Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.

   Эта заря;
   Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!

   Счастья ли полн,
   Плачу ли я,
Ты – благодатная тайна моя.

Дата создания: 1884 г.

Анализ стихотворения Фета «Сад весь в цвету»

Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими «весенними порывами», темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект «Я видел твой млечный, младенческий волос…», одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота и «сладко вздыхающий» голос.

О непостижимой и упоительной власти красоты говорится в стихотворном тексте 1884 г. Для изображения внутреннего состояния героя, явленного в зачине, автор избирает безглагольные конструкции, акцентируя внимание на традиционных символах весеннего сада и заходящего солнца. Последние соотносятся с расцветом души, выраженным сложным авторским эпитетом «освежительно-радостно».

Центральные строфы вносят новые ноты в настроение лирического «я»: он живет ожиданием загадочной, несомненно романтической встречи. Тайной окутан и окружающий мир, пробудившийся от холодного сна. Сложные чувства иллюстрирует афористичный оксюморон «непостижна» – «ясна». Он подчеркивает противоречие между скрытым сокровенным смыслом и явной выраженностью внешних признаков природной трансформации.

Оппозиция «стою» – «иду» также касается внешней стороны жизни лирического «я». В этом случае антитеза не выглядит подлинным противопоставлением. Она обрамляется анафорой «вот», демонстрирующей безразличие к активному началу и переключающей внимание на духовую сферу.

В финале ситуация развивается: теряют важность эмоциональные порывы. Радость и печаль меркнут перед встречей с тайной, которая характеризуется при помощи церковнославянизма «благодатная». Художественный прием указывает на особый, высокий и значительный статус встречи, вызывая в памяти читателя образ Прекрасной Дамы Блока, одного из последовательных продолжателей идей фетовской лирики.

Необычен ритмический рисунок произведения: чтобы передать обязательную паузу, автор разделяет первую строку на два отрезка. В результате возникает оригинальный строфический «портрет», сочетающий пару коротких и одну длинную строки. Дактилический размер, к которому прибегает поэт, применяется в рамках семантического ореола, устоявшегося в русской лирической традиции. Он служит выражением тем ожидания и страстных устремлений души.



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах