«Сад весь в цвету…» А. Фет
* * * Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне! Вот я стою, Вот я иду, Словно таинственной речи я жду. Эта заря; Эта весна Так непостижна, зато так ясна! Счастья ли полн, Плачу ли я, Ты – благодатная тайна моя.
1884 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск второй» (1885).
Анализ стихотворения Фета «Сад весь в цвету»
Любовь, переполняющая фетовского героя, и радость свиданий с милой часто ассоциируются с волнующими «весенними порывами», темами возрождения души и подлинного творчества. О бесконечности счастья и беспредельности радости торжественно сообщает лирический субъект «Я видел твой млечный, младенческий волос…», одного из самых оптимистических произведений Фета. Источником жизнерадостного состояния послужила встреча с избранницей, ее по-детски свежая красота и «сладко вздыхающий» голос.
О непостижимой и упоительной власти красоты говорится в стихотворном тексте 1884 г. Для изображения внутреннего состояния героя, явленного в зачине, автор избирает безглагольные конструкции, акцентируя внимание на традиционных символах весеннего сада и заходящего солнца. Последние соотносятся с расцветом души, выраженным сложным авторским эпитетом «освежительно-радостно».
Центральные строфы вносят новые ноты в настроение лирического «я»: он живет ожиданием загадочной, несомненно романтической встречи. Тайной окутан и окружающий мир, пробудившийся от холодного сна. Сложные чувства иллюстрирует афористичный оксюморон «непостижна» – «ясна». Он подчеркивает противоречие между скрытым сокровенным смыслом и явной выраженностью внешних признаков природной трансформации.
Оппозиция «стою» – «иду» также касается внешней стороны жизни лирического «я». В этом случае антитеза не выглядит подлинным противопоставлением. Она обрамляется анафорой «вот», демонстрирующей безразличие к активному началу и переключающей внимание на духовую сферу.
В финале ситуация развивается: теряют важность эмоциональные порывы. Радость и печаль меркнут перед встречей с тайной, которая характеризуется при помощи церковнославянизма «благодатная». Художественный прием указывает на особый, высокий и значительный статус встречи, вызывая в памяти читателя образ Прекрасной Дамы Блока, одного из последовательных продолжателей идей фетовской лирики.
Необычен ритмический рисунок произведения: чтобы передать обязательную паузу, автор разделяет первую строку на два отрезка. В результате возникает оригинальный строфический «портрет», сочетающий пару коротких и одну длинную строки. Дактилический размер, к которому прибегает поэт, применяется в рамках семантического ореола, устоявшегося в русской лирической традиции. Он служит выражением тем ожидания и страстных устремлений души.