«Вдруг из-за туч озолотило…» В. Ходасевич
* * * Вдруг из-за туч озолотило
И столик, и холодный чай.
Помедли, зимнее светило,
За черный лес не упадай!Дай посиять в румяном блеске,
Прилежным поскрипеть пером.
Живет в его проворном треске
Весь вздох о бытии моем.Трепещущим, колючим током
С раздвоенного острия
Бежит – и на листе широком
Отображаюсь… нет, не я:Лишь угловатая кривая,
Минутный профиль тех высот,
Где, восходя и ниспадая,
Мой дух страдает и живет.
19–28 марта 1923 г., Saarow.
Из цикла «Европейская ночь» (1927).
Анализ стиха В. Ходасевича «Вдруг из-за туч озолотило…»
Стихотворение написано зимой 1923 года и вошло в состав сборника «Европейская ночь». Это едва ли не единственное стихотворение Ходасевича, после которого не остается тяжелого гнетущего чувства.
Произведение явно обращено к произведениям Пушкина, что неудивительно, поскольку Ходасевича всего интересовало творческое наследие великого предшественника. Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- многосоюзие – «и столик, и чай» – позволяет читателю разом охватить всю представленную автором картину;
- обращение «зимнее светило» обозначает объект-источник творческого вдохновения, словно присутствие солнца обусловливает сияние таланта, подкрепляет трудоспособность;
- ряды однородных членов предложения – «помедли, не упадай», «дай просиять, поскрипеть», «страдает, живет»;
- эпитеты – «прилежное перо», «румяный блеск», «трепещущий, колючий ток», «минутный (моментальный, актуальный лишь в данную минуту) профиль»;
- олицетворения – «проворный треск», «вздох (в значении сожаление, меланхолическое воспоминание) живет, бежит», «дух страдает, живет», очеловечивая явления, поэт детально описывает собственное видение мира, отношение к себе и к своему прошлому;
- инверсию – «о бытии моем», «на листе широком», дающую возможность использовать именные рифмы;
- риторическое восклицание – «… за лес… не упадай!» – герой хватается за луч света как за соломинку, и восклицание подчеркивает высоту эмоции;
- лексику высокого стиля – «бытие», «светило», обусловленную значимостью темы;
- метафоры – «живет в треске», «бежит с острия» – создают яркие впечатляющие образы стихотворного творчества;
- сравнение – «бежит током (в значении потоком)»;
- антонимы – «восходя – ниспадая» – как характеристику нестабильного внутреннего состояния, колебаний моральной силы поэта.
В рамках «зимнего» произведения царит холод – здесь остывший чай, неприветливый черный лес, негреющее солнце, колючий ток – и главенствует понятие пространства, причем физическое тесно связано с пространством творческим. В этом плане глагол «озолотило» приобретает иной смысл – закатное солнце словно «одарило, привнесло нечто ценное, обогатило» лирического героя.
Поэт подчеркивает, что художественные произведения отражают события не реальные, а несущие лишь контур (профиль) реальных, пропущенные через сито авторского восприятия и отражающие его душевный мир.