«Канарейка» И. Бунин
На родине она зеленая…
(Брэм)Канарейку из-за моря
Привезли, и вот она
Золотая стала с горя,
Тесной клеткой пленена.Птицей вольной, изумрудной
Уж не будешь – как ни пой
Про далекий остров чудный
Над трактирною толпой!
10 мая 1921 г.
Анализ стихотворения Бунина «Канарейка»
Тема любви к родине в бунинской трактовке приобретает трагическое звучание: его герой, близкий к личности автора, не может смириться с вынужденной разлукой. Субъект речи «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» сравнивает свою скорбную судьбу с жизнью бродяги, чья котомка успела обветшать за годы странствий. Вариация образа блудного сына поддерживается библейскими аллюзиями: животные имеют свое пристанище, и лишь несчастный человек обречен на изнурительные, унизительные и бесплодные скитания.
Сущность идейного содержания анализируемого произведения, датированного маем 1921 г., перекликается с текстом, упомянутым выше. Чтобы изобразить горестную, безотрадную жизнь человека без родины, поэт вновь обращается к образу птицы. Существенно разнятся важные акценты, присущие обеим лирическим ситуациям.
Для выстраивания образного строя «Канарейки» поэт обращается к научному источнику. Тексту предпослан эпиграф, который воспроизводит фрагмент статьи немецкого ученого-зоолога, наблюдавшего за жизнью птиц семейства вьюрковых на воле. Факт, изложенный в научном труде, получает художественное переосмысление. Образ пернатой героини олицетворяется, становясь символом трудной судьбы человека-эмигранта.
Читатель без труда выстраивает печальную историю певчей птички, домом для которой стала тесная клетка, висящая в зале трактира. Комплекс лаконичных указаний составляет сюжетную основу стихотворения, обнаруживая его близость к эпическому началу.
Особое место в образном строе произведения отводится лексемам-колоризмам. Шок и депрессия вызвали смену оперения, для именования которого поэт обращается к эпитету «золотая». Важно учесть многозначную семантику последнего: он служит не только для обозначения цвета, но указывает на особенности восприятия птичьего образа окружающими, невзыскательными посетителями и персоналом непрестижного заведения. Канарейка кажется им дорогой, драгоценной игрушкой. Определение «изумрудная» служит контекстуальным антонимом оттенку золотого. Показательно, что оно помещено в ряд с лексемой, обозначающей свободный, естественный и гармоничный образ жизни.
К концовке текста усиливаются пессимистические мотивы. Будущее прилежной пернатой певицы лишено надежды, и тоска по родине, прекрасному острову, способна лишь обострить конфликт с дисгармоничной действительностью.
Автор: Иван Бунин