«Песня (Жёлтый лист о стебель бьётся…)» М. Лермонтов
Желтый лист о стебель бьется Перед бурей: Сердце бедное трепещет Пред несчастьем. Что за важность, если ветер Мой листок одинокой Унесет далеко, далеко, Пожалеет ли об нем Ветка сирая; Зачем грустить молодцу, Если рок судил ему Угаснуть в краю чужом? Пожалеет ли об нем Красна девица?
Между 1830 и 1831 г.
Анализ стихотворения
В период с 1830 по 1831 год Лермонтов написал ряд стихотворных произведений, в названии которых фигурирует слово «песня» – такое же жанровое определение для поэта как, например, «сонет» или «стансы». Ритмически и строфически они напоминают русские фольклорные тексты. Скорей всего, Михаил Юрьевич пытался воспроизвести особенности народного песенного творчества под влиянием работ своих учителей – Д. Н. Дубенского, А. М. Кубарева, А. Ф. Мерзлякова. Немногим позже полученный опыт поэт применил при создании «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) и «Казачьей колыбельной песни» (1838). Эти произведения считаются лучшими образцами стилизации под фольклор в наследии Лермонтова.
1831 годом датирована «Песня (Желтый лист о стебель бьется…)», влияние на которую русского народного творчества вполне очевидно. Написана она белым тоническим стихом. Главная тема произведения – одиночество. Обратите внимание, в тексте полностью отсутствуют граммемы множественного числа. С самого начала стихотворения задается тревожный тон. Желтый лист бьется о стебель, словно чувствуя приближение бури. Он сравнивается с сердцем, трепещущим в ожидании грядущей беды. Судьба молодца, которому рок судил угаснуть в чужом краю, сопоставляется поэтом с короткой жизнью листика, уносимого ветром далеко-далеко. Как ветка осиротевшая вряд ли пожалеет о потерянном навсегда листке, так и девица красная вряд ли пожалеет о пропавшем молодом человека. Все сравнения представляют собой психологический параллелизм, характерный для фольклорного творчества. Кроме того, явно из народной лирики взята часть лексики: «молодцу», «красна девица», «сирая». При этом Лермонтов не отказывается и от употребления слов, свойственных литературной речи. От народной поэзии его «Песню» в первую очередь отличает одна важная особенность – субъективность. Даже занимаясь стилизацией, Михаил Юрьевич по сути продолжал вести свой лирический дневник. Все песни, созданные в 1830-31 годах, в некотором роде связаны с автобиографическими любовными циклами, писавшимися в то же время.
По мнению ряда исследователей, в «Песне» можно наблюдать лишь механическое следование традициям фольклорного творчества. Они полагают, что увлекшись работой над формой стихотворения, Лермонтов забыл сделать главное – вложить в него душу.