«Восход луны» И. Бунин
В чаще шорох потаенный,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
3 октября 1917 г.
Анализ стихотворения Бунина «Восход луны»
Темой произведения, созданного в грозовую осень 1917 г., стала теплая летняя ночь. Лирического героя занимает живая жизнь природы в ее изменчивости, в игре звуков и света. Сосредоточенность на динамике пейзажа и смене человеческих ощущений – особенности, позволяющие говорить о тенденциях импрессионизма в художественной манере Бунина.
Звукопись зачина создает впечатление неясного шелеста и легкого дуновения ветра: в первой строке применяется прием аллитерации с опорой на шипящие звуки, во второй – ассонанс с преобладанием гласных [э] и [а]. Определение «потаенный» подчеркивает атмосферу скрытости, таинственности.
Центральной фигурой художественного пространства является образ тополя. Он – настоящий король летней ночи. Поэт наделяет образ дерева эпитетами «озаренный» и «вознесенный», а также необычной характеристикой «жидкое стекло». Эти приемы помогают создать торжественный и возвышенный ореол вокруг образа и подчеркивают его динамичность, передавая трепетание глянцевой листвы.
Природное явление, которое стало заглавием стихотворения, упоминается лишь с началом второй строфы. Луна, получившая метафорическую характеристику «круга зеркально-золотого», составляет яркий контраст к темному фону чащи.
Образ тополя, освещенного светом луны, колоритен и полон жизни. В финальных строках для характеристики центрального образа применяются четыре глагола, которые передают легкое дрожание листьев, изменение оттенков цвета в ночных лучах. Яркое сравнение со «стекловидной водой» и цветообозначение «серебрится» завершают картину теплой ночи – зыбкой, загадочной и прекрасной.
В лирике Бунина неоднократно применяется сравнение спокойной водной глади со стеклом или зеркалом, а гребни волны как будто сделаны из «стекол литых». Прозрачная родниковая вода уподобляется «стеклу расплавленному». Сложный эпитет «стекловидный» встречается в прозе. В рассказе «Тишина», описывая слабые плавные волны, автор характеризует их как «стекловидные перекаты воды». Отдаленная кромка пейзажа, где вода и земля сливаются с небом, получает наименование «стекловидные дали», а река характеризуется метафорой «горячее стекло» – такую пейзажную зарисовку читатель находит в произведении «Дельта».
При помощи импрессионистических приемов автор добивается живости и яркости в изображении природы, а также передает свое восхищение скромной прелестью русского пейзажа.
Автор: Иван Бунин