«Вот какая мама!» Е. Благинина
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка
Тоненькая строчка.Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…Вот как мама угодила –
К маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Анализ стихотворения Благининой «Вот какая мама!»
Пожалуй, каждому советскому человеку, который хоть раз держал в руках журнал «Мурзилка», известно имя поэтессы Елены Александровны Благининой (1903 – 1989). Современные читатели тоже любят и ценят её добрые стихи для детей, попавшие, наверное, во все детские книжки. «Вот какая мама!» одно из самых известных произведений, вышедших из-под пера этого автора.
Это стихотворение хорошо подходит для разучивания с малышами, которые только учатся читать. Оно простое по композиции. В нём пять строф – три четверостишия, одна строфа содержит шесть строк и ещё одна – две строчки. В произведении использован четырёхстопный хорей, который придаёт ему сходство со считалочкой. Все слова простые, содержат по два-четыре слога, что облегчает запоминание стихотворения.
Сюжет знакомит маленьких читателей и слушателей, если детки ещё малы, чтобы читать самостоятельно, с мамой и её дочерью:
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Героиня произведения собирает ребёнка на праздник, поэтому каждая вещь тщательно подобрана, чтобы сделать девочку красивой. Действительно, в последнем четверостишии поэтесса упоминает, что нарядная одежда предназначена для посещения торжества в честь Первого мая:
Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.
Из каждой строфы дети узнают, что маленькую героиню наряжают в какой-то новый предмет гардероба. Сначала это сорочка, затем чулки, туфли и платьице, причём для каждой вещи у Елены Владимировны припасен эпитет, который помогает лучше вообразить себе эту вещь. В тексте звучат слова «Сорочка-тоненькая строчка», и читатель представляет себе маленькую рубашку из мягкой тонкой материи. Затем появляются «светлые чулочки», «платье красное в горошках» – такие эмоционально окрашенные словосочетания сразу вызывают у детей симпатию.
Специально для восприятия детьми поэтесса использует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «песенка», «на ножках», «дочку», «горошках». Девочкам будет нетрудно представить себя на месте маленькой модницы и мысленно примерить нарядное платье и новенькие туфли.
Это стихотворение можно использовать не только для тренировки памяти и воображения у детей, но и для практики новых слов. Например, с его помощью можно познакомить ребёнка с предметами одежды. Правда, чулки на резинках будут непонятны для современных ребятишек, но это также можно пояснить, устроив небольшую экскурсию в историю одежды. Кроме того, на примере стихотворения можно заучить правило использования глаголов «одевать» и «надевать». Вдобавок, оно учит благодарности за заботу, ведь поэтесса подчёркивает, что мама выполняет очень важную задачу:
Вот какая мама –
Золотая прямо!
Таким образом, это стихотворение не только весёлое, но и очень полезное для малышей.
Автор: Елена Благинина