«Вот то-то, все вы гордецы!.. (Монолог Фамусова)» А. Грибоедов
(Отрывок из пьесы «Горе от ума») Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся, тупеем не кивнут. Вельможа, в случае, тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьёзный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался в перегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой: Был Высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь – уж нарочно – А хохот пуще; он и в третий так же точно. А? как по-вашему? По-нашему, смышлён. Упал он больно, встал здорово. За то бывало в вист кто чаще приглашён? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович. Кто пред всеми знал почёт? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии даёт? Максим Петрович! Да! Вы, нынешние – ну-тка!
1822–1824 гг.
Анализ монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!..» из комедии в стихах А. Грибоедова
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» описывает возвращение в Россию после трехлетнего отсутствия молодого дворянина Александра Андреевича Чацкого, движимого сильным любовным чувством. События пьесы развиваются в течение суток. Александр Чацкий является дом своей невесты Софьи Павловны Фамусовой тотчас после приезда.
Хозяин дома, Павел Афанасьевич Фамусов, является представителем дворянства XVIII века – «века покорности и страха», как характеризует его Чацкий; в то время как в начале XIX века светские салоны стали наполняться молодыми людьми новой формации, принадлежащими к поколению, впитавшему идеи либерализма. Чацкий – представитель этой молодежи. С момента встречи Фамусов, в доме которого юноша воспитывался, отмечает независимость поведения Александра: тот свободно высказывает собственное мнение, умело парирует вопросы стремится доминировать в разговоре и произвольно его прерывает. Все это Фамусов расценивает как вольнодумство и пренебрежение традициями.
Монолог Фамусова, размещенный автором во втором действии, следует после замечания Чацкого о нежелании прислуживаться (иными словами, лакействовать) и знаменует начало неизбежного конфликта между этими персонажами, который развивается на протяжении всей пьесы. Фамусов рассматривает Чацкого в качестве претендента на руку дочери и, чувствуя его внутреннее сопротивление, считает нужным сделать молодому человеку важное наставление.
В ходе монолога Фамусов как выразитель сословного мнения приводит пример удачливого светского человека екатерининской эпохи – своего дяди Максима Петровича, удивительным образом сочетающего гибкость и надменность, сумевшего добиться успеха при дворе и выстроить головокружительную карьеру. Фамусов призывает Чацкого последовать этому примеру, дает установку на то, что, только пресмыкаясь, можно выбиться в люди, приобрести влияние и царскую милость.
Необыкновенную точность формулировок и афористичность придают изложению введенные поэтом средства выразительности. Например, метонимия «… не то на серебре – на золоте едал» означает, что человек имел посуду из драгоценных металлов, и иллюстрирует систему ценностей Фамусова. Антитеза «упал больно – встал здорово» является сердцевиной мировоззрения Павла Афанасьевича: он уверен, что на пути к жизненному успеху нет ничего запретного. Шутовской колпак становится у него залогом почета и влиятельного положения.
Для понимания смысловой нагрузки фрагмента важно пояснить лексическое значение ряда слов и выражений. Езжал цугом – имел выезд с запряжкой в две или три пары лошадей, что производило большое впечатление и было приметой знатности и богатства, частью пиара, как сказали бы сегодня. Куртаг – прием в царском дворце. Тупей – взбитый хохол на голове. Вельможа в случае – фаворит.
Описанный на куртаге случай ярко характеризует придворные нравы – с подачи высочайшей особы над упавшим стариком открыто смеются. И старый заслуженный человек, ни минуты не колеблясь, принимает правила игры: унижается, выставляя себя клоуном. Именно такую линию поведения Фамусов предлагает самолюбивому язвительному Чацкому.
Фамусов искренне, по-отечески желает Чацкому добра, как он его понимает. Совет «не блажи» на деле означает требование чинопочитания, предсказуемости и подхалимажа. Павел Афанасьевич сам прошел этой тропой и предлагает Чацкому повторить его путь: слепо, без всяких поправок перенять опыт прошлых поколений. Не учитывая разницы взглядов на жизнь и индивидуальных черт Чацкого, он только углубляет пропасть между собой и молодым человеком.
Автор: Александр Грибоедов