«Скучная лампа моя зажжена…» Ф. Сологуб
* * * Скучная лампа моя зажжена, Снова глаза мои мучит она. Господи, если я раб, Если я беден и слаб, Если мне вечно за этим столом Скучным и скудным томиться трудом, Дай мне в одну только ночь Слабость мою превозмочь И в совершенном созданьи одном Чистым навеки зажечься огнем.
26 августа 1898 г.
Анализ стихотворения Ф. К. Сологуба «Скучная лампа моя зажжена…»
Стихотворение написано в августе 1898 года. Оно ярко отразило и личный творческий кризис конца 90-х годов, который в период раскола с редакцией журнала «Северный вестник» тяжело переживал поэт, и общественно-политическую ситуацию в стране на рубеже веков.
Склонность к мутному мистицизму и прихотливости образов – характерная черта творчества Сологуба как символиста и декадента. Но все же столь мрачное прочтение личных перспектив у тридцатипятилетнего модного, регулярно издаваемого писателя представляется довольно странным.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «лампа моя», «глаза мои», «мучит она», «одну только ночь», «в … созданьи одном», способствующую выстраиванию стихотворного размера и придающую изложению ноты разочарования, меланхолии;
- эпитеты – «скучная лампа», «скучный и скудный труд», «совершенное созданье», «чистый огонь», позволяющую выразить авторскую оценку и придать речи живую образность;
- олицетворение – «лампа мучит», являющееся одновременно перифразом – автора тяготит, ввергает в тоску необходимость заниматься писательским трудом, невозможным без лампы в темное время суток;
- синекдоху – «мучит глаза» – замена понятий по принципу «часть-целое» концентрирует внимание читателя на глазах как органе, воспринимающем свет;
- синтаксический параллелизм – «если я раб, если я … слаб, если мне … томиться…» – эффектный, привлекающий внимание прием, придающий особый смысловой акцент каждому фрагменту предложения;
- ряд однородных членов предложения – «превозмочь, зажечься»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «за … столом скучным и скудным томиться …» – частотность глухих «с» словно имитирует унылый скрип пера, погружает читателя в тоску.
Произведение явно написано в тяжкую минуту безверия и уныния. В его рамках автор поднимает тему творческого вдохновения и специфики умственного руда в целом, невозможных без каждодневного упорного труда, к которому привычны немногие.
Лирический герой, ассоциированный с автором, как доктор Фауст, надеется на чудо и готов ради него на многое. В последней надежде безбожник, не уверенный в своем послушании, трудолюбии и несовершенстве (цепочка условных придаточных предложений здесь не случайна), стремится к идеалу и вынужден воззвать к всевышнему.
Автор: Фёдор Сологуб