«Воздушный храм» К. Бальмонт
Высоко над землею, вечерней и пленной, Облака затаили огни. Сколько образов, скованных жизнью мгновенной, Пред очами проводят они. Кто-то светлый там молится, молит кого-то, Преклоняется, падает ниц. И горящих небесных икон позолота Оттеняет видения лиц. Это храм, из воздушности светом сплетенный, В нем кадильницы молча горят. И стоят богомольцы толпой преклоненной, Вырастает их призрачный ряд. И одни возникают, другие уходят, Прошептавши молитву свою. И ушедшие – в мире, незримые, бродят, Созидая покров бытию. Из воздушного храма уносят далеко Золотую возможность дождей, Безотчетную веру живого потока, И молитвенность кротких страстей. А горячее Солнце, воззвавши их к жизни, Наклонилось к последней черте, И уходит к своей запредельной отчизне, В беспредельной своей красоте. И блаженному сладко отдавшись бессилью, Засмотрелось, как вечер красив, И как будто обрызгало светлою пылью Желтизну созревающих нив.
Сборник «Будем как Солнце» (1903). Раздел «Четверогласие стихий».
Анализ стихотворения Бальмонта «Воздушный храм»
Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. «Жизни податель», дневное светило «ласкает» нежные цветы, но если «захочет», может с легкостью разжечь степной пожар, став источником «страшного сжигающего света». Величественный образ близок к божественному началу. Автор, пишущий «Солнце» с заглавной буквы, называет его «бессмертным» и «животворящим». Лирический герой-поэт, который именует себя «сыном Солнца», декларирует верность высокому покровителю: он клянется до самой смерти «петь» гимны «вечно молодому» патрону.
В стихотворении 1902 г. отображается гармоничная ипостась знакового образа-символа. При помощи сплетений света всесильного «горячего Солнца» вырастает чудесное видение – небесный храм. Он располагается высоко над землей и укрыт облаками, но доступен для детального наблюдения лирическому герою.
Поведение «призрачных» богомольцев соответствует традициям: паства преклоняет колени, возносит молитвы и затем покидает святилище. Иконы в позолоченных окладах, горящие кадильницы – внутреннее убранство фантастической постройки также напоминает земную церковь. Однако сходство внешних атрибутов подчеркивает особенности атмосферы ирреального пространства – обилие света, блеска и господство тишины.
Внимание лирического субъекта переключается на загадочных богомольцев, которым поручена важная миссия создания «покрова бытию». Невидимые фигуры, подобно странствующим проповедникам, несут земному миру благодатные дожди, живую веру и пример истинного смирения.
В двух последних катренах автор изображает картину вечернего заката, решенную по принципам символизма. Пара ярких однокоренных эпитетов – «запредельный» и «беспредельный» – призвана охарактеризовать высокую и прекрасную, но непосильную для человеческого познания сущность Солнца. Мощь светила преображает портрет унылой «пленной» земли, на которую снисходит отблеск горней красоты. «Светлая пыль» на фоне желтых полей – отражение роскошной позолоты воздушного здания.
Основываясь на классической антитезе небесного и земного, Бальмонт трактует вечное противостояние как противоборство духовного и бездуховного, сил космоса и хаоса. Образ заоблачного храма становится центром, «местом силы», способным озарить земную жизнь радостным светом божественной любви.