Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Толстой

«Забыл свою веру, забыл свой язык!» А. Толстой

Крестьян его бедных наемник гнетет,
     Он властвует ими один;
Его не пугают роптанья сирот –
     Услышит ли их господин?
А если услышит – рукою махнет…
Забыли потомки свой доблестный род!

Лишь старый служитель, тоской удручен,
     Младого владетеля ждет,
И ловит вдали колокольчика звон,
     И ночью с одра привстает…
Напрасно! Всё тихо средь мертвого сна,
Сквозь окна разбитые смотрит луна,

Сквозь окна разбитые мирно глядит
     На древние стены палат;
Там в рамах узорчатых чинно висит
     Напудренных прадедов ряд.
Их пыль покрывает, и червь их грызет…
Забыли потомки свой доблестный род!

<1849(?)>

Анализ стихотворения Толостого «Забыл свою веру, забыл свой язык!»

Многие поэты начинают свой творческий путь с любовной либо пейзажной лирики, и лишь в зрелом возрасте обращаются к социально значимым или общественно-политическим темам. У Алексея Толстого, который вошел в русскую литературу благодаря историческим поэмам и романтическим стихам, все произошло с точностью до наоборот. Являясь современником Лермонтова и восхищаясь смелостью этого поэта, толстой под воздействием гражданской лирики своего кумира и сам попробовал создавать стихи в подобном ключе, пытаясь затронуть проблемы современного общества. Под псевдонимом «Краснорогский» он опубликовал целую серию стихов, среди которых оказалось и произведение «Забыл свою веру, забыл свой язык!», увидевшее свет в 1849 году.

В нем автор затрагивает тему преемственности поколений, показывая, что русские люди вне зависимости от происхождения и уровня достатка пренебрегают своим прошлым, игнорируя тот очевидный факт, что у всех нас общие предки – доблестные воины. Эта прописная истина известна каждому, от мала до велика. И в этом нет ничего удивительного, потому что в 19 веке каждое новое поколение продолжает воспитываться на народных преданиях, сказках и былинах. Подвиг, возведенный в абсолют, все еще является примером для подражания. Однако связь между поколениями, именуемая преемственностью, уже прервана. И уже никто не отождествляет своих предков с легендарными личностями, которые создавали историю Руси, совершали подвиги во имя Отечества и являли собой пример мужества, бесстрашия и отваги.

Теперь же, по мнению поэта, славные подвиги предков не являются примером для подражания, а основные жизненные постулаты, за которые раньше люди жертвовали своей жизнью, превратились в высокопарные и красивые слова. Особенно это касается знатных и состоятельных дворян, которым нет дела до нужд собственных крестьян. Их «не пугают роптанья сирот», которые живут в нищете только потому, что являются совершенно бесправными. Поэт с горечью отмечает, что «забыли потомки свой доблестный род», который когда-то славился не только мужеством, но и справедливым отношением к более слабым.

Действительно, чужие беды и проблемы уже никого не интересуют, а «напудренных прадедов ряд» на старинных фамильных портретах уже не вызывает должного уважения и восхищения. Каждый стремиться прожить жизнь в свое удовольствие, не заботясь о том, какое наследство оставит потомкам, которые также не будут помнить своего рода.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах