Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Василий Жуковский

«Котик и козлик» В. Жуковский

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.

1851 г.

Анализ стихотворения В. А. Жуковского «Котик и козлик»

Стихотворение «Котик и козлик», которое отображает реальную бытовую сценку, написано в 1851 году и было предназначено прежде всего для детей поэта, которые, долго прожив за границей, знали родной язык много хуже иностранного. Произведение незамысловато: оно во многом наследует традиции русского народного творчества и имеет предельно простые форму и содержание. В нем отсутствуют перенос значения и сложные приемы.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «котик усатый», «козлик рогатый», «седою трясет бородою», которая создает акцент на характерных особенностях животных и формирует гармоничную и точную рифму;
  • многочисленные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «садик», «котик», «козлик», «лапочка», «ротик» – они позволяют адаптировать текст для детского восприятия, привлечь и заинтересовать ребенка;
  • антитезу – «котик помадит, а козлик трясет», которая подчеркивает различия в поведении животных;
  • синонимы – «ходит, бродит» – рождают у детей мгновенные ассоциации.

Отыменный глагол «помадить» имеет лексическое значение «натирать помадой». В России XIX – начала XX века помадой называли средство в форме мази для ухода за волосами, придающее им блеск и закрепляющее причёску. Конечно, автор не убеждает маленьких читателей в том, что кот пользуется помадой: Василий Андреевич лишь подчеркивает сходство движений человека, растирающего мазь, и движений лапы кота, который умывается.

Адресат произведения – малыш, недавно вступивший в этот мир и познающий жизненные явления во всех их взаимосвязях. Поэт словно приоткрывает детям окошко в животный мир. Сказочный зачин «Там…» создает небольшую интригу.

Познавательное произведение развивает наблюдательность, учит видеть мир во всем его разнообразии. Параллелизм действий персонажей стихотворения позволяет узнать, чем животные занимаются в течение дня, сравнить их вид и действия, изучить повадки, отметить чистоплотность кота и любознательность, игривость козлика.

В миниатюрном стихотворении, состоящем всего из двадцати трех слов, поэт ненавязчиво проводит идею дружбы между людьми разного темперамента и интересов, без назидательности призывает любить и беречь природу. Стихотворение пронизано умиротворением и искренней любовью к детям: чувствуется, что поэт пишет и сам умиляется происходящим.





Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах