«Утро в Москве» А. Блок
Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро – как прелесть твоя.
Июль 1909 г., Москва.
А. Блок «Стихотворения. Книга третья» (1907–1916). Цикл «Арфы и скрипки» (1908–1916).
Анализ стихотворения Блока «Утро в Москве»
В произведении, созданном в середине лета 1909 г., господствуют оптимистические интонации. Их появление в немалой степени обусловлено московской темой. По воспоминаниям супруги поэта, у Блока было два образа – депрессивный столичный и жизнерадостный московский. Именно в Белокаменной сложился круг преданных почитателей блоковского творчества, активно издавались сборники стихов. Автора привлекал «вольный воздух» Москвы, более свободная, открытая и благожелательная творческая атмосфера. В письме к другу поэт признавался, что в Петербурге счастье невозможно, спрятано за темной тучей. В Москве все иначе: лишь легкое облачко отделяет людей от счастья.
Начальные строки произведения передают воодушевленное настроение лирического «я». Погожее начало дня прекрасно, «упоительно». Ощущение радости способна принести любая деталь, например едва различимые следы, оставленные на песчаной дорожке.
Чудесное расположение духа субъекта речи объясняется еще одной причиной. Он захвачен чувством разделенной любви, и воспоминания о милой характеризуются тем же эпитетом, что утро, – «упоительно».
Вторую строфу открывает признание в любви. В нем фигурирует лексема польского происхождения «панна» – барышня, незамужняя госпожа, невеста. Блок, чей отец долгие годы работал в Варшаве, не мог не знать еще одну семантическую особенность слова: польские католики именуют Богородицу «Наисветлейшей Панной». Подобный контекст указывает на возвышенную природу женского образа, связанную с божественными силами. Трактовку расширяет упоминание о беззаботной юности: неконкретизированный образ прелестной панны становится символом молодости, красоты, жизнеутверждающего начала.
В завершающем двустишии возникает знаковый московский топоним – Кремль. Показательны характеристики, избранные для его изображения. В утренних лучах древние здания кажутся прозрачными, невесомыми, нежными. Основываясь на перечисленных признаках, поэт конструирует оригинальное сравнение. Кремлевская панорама напоминает ему красоту юной возлюбленной, золотую пору юности, очарование кроткой Руси.
Логика авторских обобщений, продемонстрированная в стихотворном тексте, соотносится с блоковской трактовкой обширной темы Родины. В патриотические мотивы поэт включает интимную составляющую, и образ родной земли отождествляется с меняющимся обликом возлюбленной.