Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Блок

«Какому богу служишь ты?..» А. Блок

* * *

Какому богу служишь ты?
Родны ль тебе в твоем пареньи
Передрассветное волненье,
Передзакатные мечты?
Иль ты, сливаясь со звездой,
Сама богиня – и с богами
Гордишься равной красотой, –
И равнодушными очами
Глядишь с нездешней высоты
На пламенеющие тени
Земных молитв и поклонений
Тебе – царица чистоты?

20 июня 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).

Анализ стихотворения А. А. Блока «Какому богу служишь ты?..»

Стихотворение написано в 1901 году. Оно является частью цикла «Стихи о Прекрасной Даме». В рамках стихотворения лирический герой пытливо приглядывается к любимой, пытается понять суть ее личности, понять, обладает ли она уникальной душевной чуткостью, способна ли разделить его надежды и искания, либо, сохраняя дистанцию, ожидает лишь рабского поклонения и не разграничивает высокого и низкого, внешней и внутренней красоты.

Стихотворение включает следующие средства художественной выразительности:

  • риторические вопросы – «Какому богу служишь?..», «Родны ль тебе … мечты?..», «Иль ты гордишься…?» – формулирующие авторский запрос взаимопонимания;
  • инверсию – «служишь ты», «родны мечты», которая позволяет выделить объект;
  • религиозную лексику – «бог», «богиня», «молитвы», которая подчеркивает нравственное значение поднятой в произведении проблемы;
  • эпитеты – «передрассветное волненье (душевные движения)», «передзакатные мечты (устремления)», «нездешняя (неземная) высота»;
  • мконтекстуальные антонимы – «передрассветное, передзакатное» – неусеченные варианты приставок концентрируют внимание читателя;
  • олицетворения – «мечты родны (в значении «близки», «значимы»), «равнодушные очи», «пламенеющие тени» – позволяют точно, наглядно презентовать авторскую идею;
  • метафоры – «сливаясь (становясь равной, подобной) со звездой», «тени (следы, признаки) молитв», «царица чистоты» – отражают факт обожествления любимой лирическим героем – он помещает ее на недосягаемую высоту;
  • аллитерацию – «тебе в твоем…», «сама богиня – и с богами» – морфемный повтор создает звуковой акцент на ключевом слове;
  • архаизм – «очи» – придает речи торжественность;
  • перифраз – «паренье» – автор подразумевает бытие, существование во времени, жизненный путь;
  • парцелляцию (членение предложения) – «Родны … мечты? Иль ты … сама…», выделяющую каждый фрагмент сообщения.

Вся поэзия Александра Александровича так или иначе устремлена в будущее. Ранние утро и вечер для автора – это грани (черты), которые, как пограничные состояния сознания, позволяют явиться чуду, откровению, тайне, наступить этому самому сокровенному будущему. В произведении вечность как ощущение полного (целостного) пространства, мировой гармонии представлена в парадигме образов высоты (звезды), красоты, света (рассвета) и духовной чистоты любимой женщины.





Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах