«Затишье» И. Бунин
За днями серыми и тёмными ночами
Настала светлая прощальная пора.
Спокойно дремлет день над тихими полями,
И веют прелестью раздумья вечера.Глубоко степь молчит – ни звука, ни движенья…
В прозрачном воздухе далёко тонет взор…
На солнце жёлтый лес сверкает в отдаленье,
Как ярким золотом пылающий костёр.В саду листки берёз, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блёклую траву беспомощно летят.Плывут узоры туч прозрачною фатою
В пустынных небесах, высоко над землёй.
И всё кругом светло, всё веет тишиною,
В природе и в душе – молчанье и покой.
1887 г.
Анализ стихотворения Бунина «Затишье»
Спокойствие и красота русской осени – такова тема произведения 1887 г., и юный автор постарался наполнить поэтическое полотно мельчайшими подробностями пейзажа.
В первой строфе «Затишья» звучит узнаваемая фраза – «прощальная пора». Она дополняется рифмой «вечера», создавая устойчивые аллюзии на строки Пушкина и Тютчева. Зачин похож на цитату известных стихотворений, где «прощальная краса» лучезарных дней «осени первоначальной» становится доминантой художественного пространства. Подобные связи обращают внимание читателя на принцип преемственности, важный для становления поэтического слова Бунина.
Из каких компонентов слагается новая трактовка «прощальной поры»? Миром правят тишина, спокойствие, свет и блеск. Соответствующая группа лексики представлена в начальной строфе: «светлая», «спокойно дремлет», «тихие поля», «прелесть раздумья».
Словесный материал, расположенный во второй и третьей строфах, по своему значению идентичен лексике, представленной в зачине. Существенным отличием становится смена планов изображения: сначала объектом описания является дальний план, степные просторы и кромка леса, затем – ближний, березовые листья в саду.
Убранство деревьев сравнивается с «ярким золотом» костра, листья – с блестящими бабочками, а легкие облака – с «прозрачною фатою». Описание оживляется при помощи олицетворений: «дремлет день», «степь молчит».
Лирический герой выступает внимательным созерцателем, сосредоточенно изучающим осенние приметы. Фиксируется каждое движение листьев, которые срываются с веток березы: изображая этот фрагмент пейзажа, автор задействует два глагола и три деепричастных оборота в рамках одного катрена.
В финале внимание героя переключается на верхний план. Картина неба завершает детализированную природную зарисовку. Тучи, плывущие по высоким и «пустынным небесам», метафорически уподобляются узорам.
Заключительное двустишие подытоживает увиденное героем-созерцателем. Афористичный философский вывод констатирует гармонию и умиротворенность, царящие «в природе и в душе».
Основополагающий мотив тишины, изначально восходящий к поэтике Тютчева, позже трансформировался и получил самостоятельное осмысление. Лирический герой, окутанный безмолвием, улавливает недоступное в загадочном ритме вечности. Тишина способна сместить акценты даже при трагическом исходе, смягчив его мотивами памяти, «бессмертной грусти» и бесконечности времени.
Автор: Иван Бунин