Как писать стихи

«Жасмин» И. Бунин


«Жасмин» Иван Бунин

Цветет жасмин. Зеленой чащей
Иду над Тереком с утра.
Вдали, меж гор — простой, блестящий
И четкий конус серебра.

Река шумит, вся в искрах света,
Жасмином пахнет жаркий лес.
А там, вверху — зима и лето:
Январский снег и синь небес.

Лес замирает, млеет в зное,
Но тем пышней цветет жасмин.
В лазури яркой – неземное
Великолепие вершин.

Анализ стихотворения Бунина «Жасмин»

Если читатель встретит в стихотворении упоминания Кавказа, то, скорее всего, он подумает, что строки принадлежат перу М. Ю. Лермонтова. У Михаила Юрьевича был целый период путешествий, который подарил литературе множество стихов о гордых нравах местного населения и великолепных горных пейзажах. Однако не только Лермонтов обращался к этой теме в своём творчестве. Иван Алексеевич Бунин также не обошёл вниманием примечательную природу Кавказа, создав живописное стихотворение «Жасмин» 1904 года.

Впервые это произведение было опубликовано в московском журнале «Новое слово» в 1907 году. Изначально оно называлось «Казбек», но позже было переименовано. Это вполне понятно. Ведь, несмотря на то, что горный пейзаж и является центральным местом в стихотворении, образ цветущего жасмина в нём выделяется намного сильнее.

Произведение делится на три строфы. Стихотворный размер – традиционный для русской поэзии четырёхстопный ямб. Строки рифмуются перекрёстно (abab). Повествование идёт от первого лица. Сам автор раскрывает перед читателем незатейливый сюжет: лирический герой гуляет в горах и любуется предстающими перед ним картинами. Однако нельзя сказать, что стихотворение концентрируется на фигуре персонажа. Ему уделена всего одна строка в первом четверостишии:
Цветёт жасмин. Зелёной чащей
Иду над Тереком с утра.
Вдали, меж гор — простой, блестящий
И чёткий конус серебра.

Интересна метафора, приведённая поэтом для описания горной вершины. Используя такие слова, как «простой», «чёткий», автор создаёт иллюзию безыскусности, тривиальности образа, что не соотносится с выражением «конус серебра», которое отсылает читателя к роскоши и богатому сиянию.

Эффектная особенность произведения – его цветовая палитра. Поэт применяет множество красок, делающих картину жизнерадостной и яркой. Если представить стихотворение в виде полотна, то мы сразу увидим сочную зелень лесных зарослей, сверкающие серебристые горы, синеву неба, слепящую белизну снега. Для более выразительной передачи небесной глубины автор использует два оттенка-эпитета – «синь небес» и «в лазури яркой».

Всё это буйство красок не отвлечь внимание от главного в стихотворении – от образа жасмина. Любопытно, что поэт не утруждается описанием вида этого растения. В строках мы не находим изображения гибких ветвей кустарника или его изящных цветков. Зато почти в каждом четверостишии есть упоминание его пьянящего густого аромата: «Жасмином пахнет жаркий лес.»

Так поэт показывает власть этого запаха, который способен затмить собой все остальные лесные ароматы. Думается, что теперь образ знойного июльского утра в горах будет неразрывно связан в сознании лирического героя с насыщенным жасминовым воздухом.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах