Как писать стихи

«И гроб опущен уж в могилу…» Ф. Тютчев


«И гроб опущен уж в могилу…» Фёдор Тютчев

И гроб опущен уж в могилу,
И все столпилося вокруг…
Толкутся, дышат через силу,
Спирает грудь тлетворный дух…

И над могилою раскрытой
В возглавии, где гроб стоит,
Ученый пастор, сановитый,
Речь погребальную гласит…

Вещает бренность человечью,
Грехопаденье, кровь Христа…
И умною, пристойной речью
Толпа различно занята…

А небо так нетленно-чисто,
Так беспредельно над землей…
И птицы реют голосисто
В воздушной бездне голубой…

Анализ стихотворения Тютчева «И гроб опущен уж в могилу…»

Лютеранская тема, возникающая в тютчевских творениях, обусловлена подробностями биографии. Распрощавшись с университетской жизнью, молодой автор начинает дипломатическую карьеру. Заграничная служба поэта продолжалась более двух десятков лет, и большую часть времени Тютчев-чиновник провел в Германии, где имел возможность познакомиться с обычаями протестантской общины. В произведении «Я лютеран люблю богослуженье…» герой перечисляет достоинства иноземной веры: искренность, строгость и простоту.

В стихотворении, которое предположительно датируется 1835 г., сцена богослужения предстает в ином свете. Она символизирует бренность человеческой жизни, выступая компонентом оппозиции земного и небесного.

Зачин продиктован элегическими мотивами: смерть неизвестного персонажа осмысливается как свершившийся факт. Описывая сцену прощания, автор стремится разрушить первоначальное впечатление. Он вводит в текст лексему «толкаться», чей бытовой контекст вступает в противоречие с высокой семантикой горя. Иронические интонации усиливаются к концовке начального катрена, в которую включен эпитет «тлетворный», обладающий отрицательными коннотациями.

Содержание двух следующих четверостиший, посвященное подробностям печальной сцены, воспринимается читателем в сатирическом ключе. На первый план выдвигается фигура пастора — серьезного и строгого служителя, который произносит скорбную речь, соответствующую случаю. На фоне говорящего видится толпа, участвующая в похоронах. Нельзя сказать, что важные, правильные слова о вечном глубоко тронули всех присутствующих: на разнообразие ответной реакции указывает наречие образа действия «различно». В этом фрагменте авторский сарказм достигает кульминации.

Примеру, олицетворяющему земной тлен, противостоит пейзажная зарисовка, символизирующая вечную природу. Последняя представлена в четвертой строфе. Безусловной доминантой эпизода выступает образ неба. Для его характеристики привлекаются два эпитета и парафраза на основе метафоры. С помощью художественных средств подчеркивается чистота и беспредельность небесного пространства. Гармоничная картина дополнена голосистым пением пернатых. Быстрое передвижение птиц, их звонкие крики — немаловажные детали, влияющие на общее впечатление от пейзажа. Они избавляют образ неба от эмблематичности, придают ему динамичный, живой характер.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах