Как писать стихи

«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский


«Как после мартовских метелей…» Александр Твардовский

Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле —
Вдруг порозовели
По вербному березняки.

Весенним заморозком чутким
Подсушен и взбодрен лесок.
Еще одни, другие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний пень березовый
Зальется пеной розовой.

Анализ стихотворения Твардовского «Как после мартовских метелей…»

Выразительные и лиричные пейзажные описания — характерная черта поздних творений Твардовского. Воспоминания о детстве героя «Мне сладок был тот шум сонливый…» воскрешают в памяти знакомые акустические образы: колосья ржи или верхушки сосен, колышущиеся на ветру. Разрозненные звуки слагаются в грустную мелодию жизни — иногда обманчивую, излишне оптимистичную, но всегда прекрасную.

Сюжетной основой стихотворения 1966 г. послужило известное природное явление — активное сокодвижение у деревьев, пик которого приходится на апрель. Фенологический контекст позволяет читателю довольно точно определить художественное время, а упоминание конкретных ориентиров, выраженных лексемами «мартовские», «апрель», подтверждает первоначальные впечатления.

Центральное место в художественной системе текста принадлежит образу березняка. Пережив метели и заморозки, светлый лесок включается в процесс весеннего обновления. Для описания березовой рощи автор привлекает три сказуемых, выраженных краткими прилагательными. В следующем предложении сходные функции возлагаются на пару однородных причастий, которые также даны в краткой форме. Комплекс характеристик позволяет создать жизнерадостную и динамичную пейзажную картину: тишину свежего прозрачного березняка вот-вот нарушат разнообразные звуки, издаваемые деловитыми обитателями леса, которых захватит круг весенних забот.

В последнем четверостишии поэт-наблюдатель дает прогноз. В ближайшие пару дней начнется березовый плач. Олицетворяя ежегодное явление, автор привлекает для его описания глагол «проснуться», в обычном словоупотреблении относящийся к действиям живых существ.

Заслуживают отдельного упоминания средства цветописи, привлекаемые в пейзажной зарисовке. Под нежными солнечными лучами стволы берез кажутся нежно-розовыми. Для уточнения оттенка используется окказионализм «по-вербному», представляющий собой наречие образа действия. Богатая семантика лексемы призвана расширить колористическую гамму посредством новых связей: она восходит к символике весны, времени духовного и физического возрождения и надежд. С перечисленным комплексом значений перекликается финальный образ стихотворения — пень, который покрывается свежей розоватой влагой. Лексемы «залиться» и «пена» подчеркивают интенсивность наступающих перемен, демонстрирующих мощь вечного круговорота природы.

Метки:


Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах