Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Велимир Хлебников

«Жизнь» В. Хлебников

Росу вишневую меча
Ты сушишь волосом волнистым.
А здесь из смеха палача
Приходит тот, чей смех неистов.

То черноглазою гадалкой,
Многоглагольная, молчишь,
А то хохочущей русалкой
На бивне мамонта сидишь.

Он умер, подымая бивни,
Опять на небе виден Хорс.
Его живого знали ливни –
Теперь он глыба, он замерз.

Здесь скачешь ты, нежна, как зной,
Среди ножей, светла, как пламя.
Здесь облак выстрелов сквозной,
Из мертвых рук упало знамя.

Здесь ты поток времен убыстрила,
Скороговоркой судит плаха.
А здесь кровавой жертвой выстрела
Ложится жизни черепаха.

Здесь красных лебедей заря
Сверкает новыми крылами.
Там надпись старого царя
Засыпана песками.

Здесь скачешь вольной кобылицей
По семикрылому пути.
Здесь машешь алою столицей,
Точно последнее «прости».

Начало января 1918 г.

Анализ стихотворения Хлебникова «Жизнь»

Стихотворение «Жизнь» написано великим поэтом, странным гибридом панславизма и революции, в голодном 1919 году. Не ощущающий голода нищий поэт записывал стихи на клочках бумаги и без всякого порядка засовывал их в наволочку, которую всегда носил с собой, прижимая к груди. При всей отстраненности от бытовой стороны жизни поэт осознавал страшную трагедию гражданской войны – красная Москва была зажата огненным кольцом наступающей контрреволюции.

В рамках стихотворения автор делает попытку философского осмысления жизни, обращаясь к ней напрямую. Произведение содержит такие выразительные средства:

  • эпитеты – «семикрылый (освященный) путь», «вольная кобылица», «вишневая роса», «кровавая жертва», «красные лебеди», «алая столица», «облак сквозной»;
  • олицетворения – «знали ливни», «судит плаха»;
  • анафора – «он глыба, он замерз», «здесь скачешь, здесь машешь…»;
  • синтаксический параллелизм – «то скачешь, то сидишь»;
  • сравнения – «нежна, как зной», «светла, как пламя»;
  • фразеологизм – последнее «прости» (прощаясь окончательно, совсем, навеки);
  • авторские неологизмы – «убыстрила», «облак»;
  • синекдоха – «мертвые руки» «жертва выстрела», «машешь столицей», «жертва выстрела», «сушишь волосом»;
  • метафоры – «поток времен», «черепаха жизни», «заря красных лебедей», «роса меча», «скороговоркой (скорым судом) судит», «надпись засыпана песками (предана забвению)»;
  • инверсия – «росу вишневую», «волосом волнистым», «знали ливни», «виден Хорс», «скачешь ты», «упало знамя», «судит плаха», «ложится черепаха».

Изысканной звукописью украшен неявный смысл хлебниковского красноречивого синтаксиса – это аллитерация «…черноглазою гадалкой, многоглагольная…», «…сушишь волосом волнистым». Поэт отмечает, что жизнь многое залечивает, многое покрывает пеленой забвения – осушает и слезы, и кровь, пресловутую вишневую росу на разящем мече революции (репрессивных органах).

Хохочущих царских палачей сменили не менее ужасные персонажи – неистовые убийцы-революционеры. Красный цвет символизирует и революцию, и пролитую за нее кровь – в тексте частотны соответствующие эпитеты: «вишневая роса», «кровавая жертва», «красные лебеди», «алая столица».

Стихотворение поднимает тему репрессий – «среди ножей», «облак выстрелов», тему смерти – «он умер», «знали живого», «из мертвых рук», тему скорых расправ – «поток убыстрила», «скороговоркой судит». Автор указывает на переменчивость бытия как условие исторической преемственности: мамонта как символа первобытных верований сменяет Хорс – славянский языческий бог солнечного света и живительной силы.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах