Как писать стихи

«Митинг» А. Блок


«Митинг» Александр Блок

Он говорил умно и резко,
   И тусклые зрачки
Мотали прямо и без блеска
   Слепые огоньки.

А снизу устремлялись взоры
   От многих тысяч глаз,
И он но чувствовал, что скоро
   Пробьет последний час.

Его движенья были верны,
   И голос был суров,
И борода качалась мерно
   В такт запыленных слов.

И серый, как ночные своды,
   Он знал всему предел.
Цепями тягостной свободы
   Уверенно гремел.

Но те, внизу, не понимали
   Ни чисел, ни имен,
И знаком долга и печали
   Никто не заклеймен.

И тихий ропот поднял руку,
   И дрогнули огни.
Пронесся шум, подобный звуку
   Упавшей головни.

Как будто свет из мрака брызнул,
   Как будто был намек...
Толпа проснулась. Дико взвизгнул
   Пронзительный свисток.

И в звоны стекол перебитых
   Ворвался стон глухой,
И человек упал на плиты
   С разбитой головой.

Не знаю, кто ударом камня
   Убил его в толпе,
И струйка крови, помню ясно,
   Осталась на столбе.

Еще свистки ломали воздух,
   И крик еще стоял,
А он уж лег на вечный отдых
   У входа в шумный зал...

Но огонек блеснул у входа...
   Другие огоньки...
И звонко брякнули у свода
   Взведенные курки.

И промелькнуло в беглом свете,
   Как человек лежал,
И как солдат ружье над мертвым
   Наперевес держал.

Черты лица бледней казались
   От черной бороды,
Солдаты, молча, собирались
   И строились в ряды.

И в тишине, внезапно вставшей,
   Был светел круг лица,
Был тихий ангел пролетавший
   И радость — без конца.

И были строги и спокойны
   Открытые зрачки,
Над ними вытянулись стройно
   Блестящие штыки.

Как будто, спрятанный у входа
   За черной пастью дул,
Ночным дыханием свободы
   Уверенно вздохнул.

Анализ стихотворения Блока «Митинг»

В период с 1904 по 1908 год Блок работал над циклом «Город», посвященным не называемому прямо, но легко угадываемому Петербургу. В серии стихотворений царит мрачное настроение, преобладают эсхатологические мотивы. Град Петров предстает как место, где практически стерта грань между реальностью и иными мирами. Кроме того, у Блока он становится растлителем, насильником, обителью порока. Единственный возможный выход, предлагаемый поэтом, — это совершение побега. Другого варианта спастись не предусмотрено, так как зловещий город способен перемолоть, переработать даже самые светлые и чистые души.

Годы написания цикла – не самые простые для Российской империи. Она успела пережить первую русскую революцию и русско-японскую войну. Этим событиям нашлось место и в блоковском «Городе». В частности, революционному движению посвящено стихотворение «Митинг», созданное в октябре 1905 года. В нем поэт на первый план выводит образ оратора, трагически погибшего во время собственного публичного выступления от руки предателя. По тому, как изображен в произведении революционер, становится понятно, что в действительности от всех подобных вещей Блок был весьма далек и не слишком хорошо их понимал. Зрачки оратора поэт именует тусклыми, метавшими прямо и без блеска слепые огоньки, бороду – качающейся мерно в такт запыленных слов. И вроде не оскорбил ни в чем своего героя Александр Александрович, но и приятными его слова назвать тяжело. Конечно, Блок революции сочувствовал, при этом он толковал ее с романтической точки зрения. В ней поэт видел разрушительную силу, стихию, которая способна окончательно и бесповоротно уничтожить буржуазный мир.

Известный русский литературовед, культуролог и семиотик Юрий Михайлович Лотман в стихотворении «Митинг» усматривал связь с декабристами. Предположение его строилось на основании финала блоковского текста, в котором используется яркий образ «дышать свободой». По мнению ученого, образ этот настолько оригинален, что о случайных совпадениях при повторениях в данном случае говорить не приходится. Как утверждает Лотман, в «Митинге» имеет место перекличка с мемуарным отрывком «14 декабря 1825 года», принадлежащим перу декабриста Николая Александрович Бестужева. В самом начале этого текста автор вспоминает слова Рылеева о том, что декабристы «дышат свободой». Интересна полемика Блока с бунтарями девятнадцатого века. Для поэта абсолютная свобода достигается не при выступлении человека против господствующего зла, а только с приходом смерти.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах