Как писать стихи

«Русская песня (Соловей мой, соловей…)» А. Дельвиг


«Русская песня» Антон Дельвиг

Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты лети, мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемышнее меня.
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распаялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.

Анализ стихотворения Дельвига «Русская песня»

Наверное, каждому в нашей стране известен мотив романса А. А. Алябьева «Соловей». Он получил огромную популярность в дворянских салонах в XIX веке, и с тех пор широко распространился в культурной среде. Это произведение настолько часто исполнялось, что со временем приобрело статус народной песни. При этом немногие знают, что автором стихов, лежащих в основе романса, является русский поэт Антон Антонович Дельвиг.

Известно, что впервые стихотворение «Русская песня» было напечатано в 1829 году в сборнике «Произведения барона Дельвига». Однако звучать романс «Соловей» начал гораздо раньше, то есть Алябьев уже создал к этому времени музыку на стихи Антона Антоновича. В других сборниках появляется дата написания – 1825 год. С тех пор произведение полюбилось всем и часто исполняется и в наше время.

Чем объясняется неугасающая почти двухсотлетняя популярность произведения? Даже если оставить в стороне музыку, подобранную композитором, то стихотворение всё равно будет звучать мелодично и стройно. Таковым его делает избранный поэтом стихотворный размер – ровный четырёхстопный хорей, а также своеобразный рисунок речи.

Всё стихотворение словно дышит музыкой. В ассонансах – протяжных повторяющихся «о» («соловей», «голосистый», «пропоёшь»), «и» («синие», «лети», «милой»), «у» («крупный», «дружок», «ночку») слышится пение птиц, печальные напевы и рыдания девушки, лирической героини стихотворения. Согласно сюжету стихотворения, она потеряла возлюбленного. Милый друг обещал деве быть верным и любить её, но сам исчез в дальнем крае, видимо, увлёкшись другой особой.

Чуткость дворянина Антона Дельвига позволила ему уловить особенности речи обычных людей и с их помощью сделать произведение настолько правдивым, что оно сразу ушло «в народ». Обратите внимание на лексику: стихотворение пестрит архаичными выражениями и словоформами. Героиня употребляет такие слова («утопаючи», «горемышнее», «распаялося», «милой»), которые выдают в ней простую девушку, не отличающуюся изысканным образованием. Встречаются эпитеты, придающие речи сказочность: «за синие моря за чужие берега», «за тридевять земель». Реалистичность девичьей жалобы поддерживается с помощью повторов:
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.

Поэту удалось через описание любовных страданий передать собственные чувства – тоску по друзьям, печаль, разочарование в окружающем мире. Соловей для Дельвига выступает одновременно и как символ тоски, ведь он покидает своё пристанище, и как образ надежды, так как его песня продолжает звучать. Благодаря этой искренности и эмоциональности стихотворение «Русская песня» по сей день пленяет читателей.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах