Как писать стихи

«Старый конквистадор» Н. Гумилев


«Старый конквистадор» Николай Гумилев

Углубясь в неведомые горы,
Заблудился старый конквистадор,
В дымном небе плавали кондоры,
Нависали снежные громады.

Восемь дней скитался он без пищи,
Конь издох, но под большим уступом
Он нашел уютное жилище,
Чтоб не разлучаться с милым трупом.

Там он жил в тени сухих смоковниц
Песни пел о солнечной Кастилье,
Вспоминал сраженья и любовниц,
Видел то пищали, то мантильи.

Как всегда, был дерзок и спокоен
И не знал ни ужаса, ни злости,
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в изломанные кости.

Анализ стихотворения Гумилева «Старый конквистадор»

Образ рыцаря-завоевателя символичен для гумилевского творчества: он знаменует суть поэтической доктрины, с которой начинающий автор вступил в литературу. Доблестному воину не страшна смерть, герой призывает «любую» из ее личин, чтобы «биться до конца». Персонаж, близкий по духу философии Гумилева, надеется выиграть рискованную схватку и добыть загадочную «голубую лилию» — романтическую мечту и любовь.

В стихотворении 1908 г. читатель встречается с образом постаревшего воителя. Испанский рыцарь — на его происхождение указывают песни о «солнечной Кастилье» — затерялся в «неведомых» горах Южной Америки. О конкретном географическом ориентире позволяет говорить приметная пейзажная особенность — парящие в небе кондоры. Природную зарисовку дополняют детали, создающие впечатление бескрайних просторов: «снежные громады» вершин и «дымное небо».

Второй катрен начинается с описания испытаний, через которые пришлось пройти старому воину. Гибель коня и голодная жизнь не сломили героя. Под уступом скалы он устраивает «уютное жилище», где ютится рядом с «милым трупом» коня. Определения, данные импровизированному пристанищу и останкам верного жеребца, создают контекст оксюморона. Стилистический прием подчеркивает противоречие между ужасом ситуации и спокойствием персонажа.

Что делает старик-воин, обреченный на голодную смерть среди безграничных и бесплодных пространств? Он остается невозмутим и даже «дерзок»: поет родные песни, вспоминает о прошедших годах. Жизнь завоевателя соответствовала рыцарским представлениям о достойном мужском поприще. Доминантами судьбы стали доблесть и влечение к опасности, а главными событиями — участие в «сраженьях» и любовные приключения.

К ослабевающему герою подступают путаные видения, в которых ружья соседствуют с кружевными накидками. Однако в ответственную минуту сознание проясняется: конквистадор достойно встречает свою смерть. Он не покоряется вечной силе, а нахально предлагает сыграть в азартную игру, проявляя глубинные личностные черты — непримиримость и надежду на удачу.

Разнообразные, на первый взгляд незначительные детали образуют исчерпывающий портрет мужественного героя.

Романтические интонации произведения облечены в четкую выразительную форму: стиль характеризуется ясностью и простотой, небольшим количеством хорошо продуманных и емких тропов.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах