Как писать стихи

«Воспоминание (Декабрь… Сугробы на дворе…)» А. Белый


«Воспоминание» Андрей Белый

Декабрь… Сугробы на дворе…
Я помню вас и ваши речи;
Я помню в снежном серебре
Стыдливо дрогнувшие плечи.

В марсельских белых кружевах
Вы замечтались у портьеры:
Кругом на низеньких софах
Почтительные кавалеры.

Лакей разносит пряный чай…
Играет кто-то на рояли…
Но бросили вы невзначай
Мне взгляд, исполненный печали.

И мягко вытянулись,- вся
Воображенье, вдохновенье,-
В моих мечтаньях воскреся
Невыразимые томленья;

И чистая меж нами связь
Под звуки гайдновских мелодий
Рождалась… Но ваш муж, косясь,
Свой бакен теребил в проходе…

Один — в потоке снеговом…
Но реет над душою бедной
Воспоминание о том,
Что пролетело так бесследно.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Воспоминание»

Любой, кто хотя бы раз побывал в старых районах Санкт-Петербурга, может согласиться, что в этом городе до сих пор чувствуется особая атмосфера. Глядя на великолепные старинные здания, сразу представляешь, как в них жили представители аристократических семейств, слышишь шорох длинных юбок по паркету и улавливаешь шелест вееров. Вот и Андрея Белого, когда он посещал Петербург в 1908 году, видимо, эта дивная атмосфера вдохновила на создание стихотворения «Воспоминание».

Это произведение очень напоминает романтическую лирику А. С. Пушкина или М. Ю. Лермонтова. Оно состоит из шести стройных четверостиший с перекрёстной рифмой. Автор использует тот же размер, что и классики Золотого века, – четырёхстопный ямб, хотя он и не характерен для большинства других его стихотворений.

Сюжет произведения переносит нас в XIX век. Мы видим протагониста, одиноко стоящего среди высоких сугробов. Вечер. Мужчина замер, он раз за разом прокручивает в голове слова, которые произнесла дама. Автор подчёркивает, что герой не может перестать думать о произошедшем, с помощью анафоры:
Я помню вас и ваши речи;
Я помню в снежном серебре…

Чтобы прояснить, что же случилось здесь, поэт возвращается в недалёкое прошлое. Мы снова переносимся на некоторое время назад. Мы оказываемся посреди дворянской гостиной. Поэт подробно описывает богатый интерьер помещения, упоминая детали, присущие именно роскошным домам: портьеры, «низенькие софы», лакеев, разносящих «пряный чай». Вдруг взгляд лирического героя останавливается на хорошенькой даме. Она представляет собой образец нежнейшей красоты. Женщина одета в дорогие «марсельские кружева», белый цвет которых указывает на её чистоту и благородство. Она очаровательно грациозна, даже потягивается она «мягко». Поэт одаривает даму такими пышными эпитетами, как «вся воображенье, восхищенье».

Однако взгляд женщины печален. Автор упоминает, что поблизости хмурится муж героини. Можно предположить, что как и многих других дворянок, девушку выдали замуж по расчёту, и теперь она грустна, поскольку не испытывает любви к своему супругу, но мечтает о взаимном нежном чувстве.

Поэт замечает, что между ним и печальной дамой промелькнула искра. Если немного пофантазировать, то можно представить, что улучив момент, герои встретились на запорошённом балконе или в саду, чтобы объясниться. Конечно, женщина не решится вступить в любовную связь. Ей неловко даже встречаться с мужчиной наедине. Оттого поэт и приводит эпитет «стыдливо дрогнувшие плечи». Отказав влюблённому герою, дама покидает его.

Последняя строфа отделена длинной чертой, словно обозначает конец прекрасного времени. Мы снова видим протагониста одиноким и растерянным. Всё, что ему осталось – печальное воспоминание о мимолётной любви.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах