Как писать стихи

«Вспомни!» А. Белый


«Вспомни!» Андрей Белый

Вспомни: ароматным летом
В сад ко мне, любя,
Шла: восток ковровым светом
Одевал тебя.

Шла стыдливо,— вся в лазурных
В полевых цветах —
В дымовых, едва пурпурных,
В летних облачках.

Вспомни: нежный твой любовник,
У ограды ждал.
Легкий розовый шиповник
В косы заплетал.

Вспомни ласковые встречи —
Вспомни: видит бог,—
Эти губы, эти плечи
Поцелуем жег.

Страсти пыл неутоленной —
Нет, я не предам!..
Вон ромашки пропыленной —
Там — и там: и там —

При дороге ветром взмыло
Мертвые цветы.
Ты не любишь: ты забыла —
Всё забыла ты.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Вспомни!»

Стихотворение «Вспомни!» входит в цикл «Горемыки» сборника «Пепел», одной из самых мрачных и пессимистичных книг Андрей Белого. Известно, что поэт написал это произведение в 1906 году в Мюнхене, куда поехал, чтобы утолить тоску после расставания с Любовью Дмитриевной Менделеевой. Этой печалью мы можем проникнуться, читая стихотворение.

Произведение «Вспомни!» состоит из шести четверостиший. Рифма везде перекрёстная, размер – хорей, причём в нечётных строках содержится по четыре стопы, в чётных – по три.

Главный приём в стихотворении – анафора. Три из шести строф начинаются с призыва «Вспомни» — то страстного, то робкого и нежного. Лирический герой – сам автор. Этим воззванием он старается оживить в памяти своей возлюбленной те счастливые моменты, что они делили когда-то.

В начальном четверостишии тон спокоен. Поэт обрисовывает пейзаж, в котором разворачивается свидание молодой пары. По живописным эпитетам мы понимаем, что оно происходит погожим летним вечером. Автор использует, на первый взгляд, нелогичные выражения: лето он называет ароматным, а свет – ковровым. Но именно такие фразы подчёркивают, как ласковы рассеянные лучи закатного солнца и мягок тёплый воздух.

Поведение героев перекликается с окружающей природой. Отношения между влюблёнными подобны нежной уютной атмосфере скромного вечернего сада, они деликатны и сдержанны. Юноша терпеливо ждёт свою зазнобу, а она в свою очередь не торопится, идёт «стыдливо». Когда же они встречаются, то не предаются сразу бурным ласкам, а трогательно ухаживают друг за другом: герой вплетает цветы в волосы девушки и покрывает её плечи и губы нежными поцелуями.

Большое значение в стихотворении имеет цветовая гамма. Мы видим такие оттенки, как лазурный, розовый, «дымовой», «едва пурпурный», «пропылённый». Можно сказать, что поэт использует приглушённую пастельную палитру, как бы смягчая страсть, которую испытывает лирический герой. На то же самое ориентированы и эпитеты, с помощью которых автор характеризует своих героев и их отношения – «ласковые встречи», «нежный твой любовник».

Образ сада и цветов очень символичен в этом произведении. Думается, что он выражает любовь героя. Но это не яркая роковая страсть, для которой был бы уместен образ розы – цветка роскошного, но одновременно опасного. Наоборот, поэт чаще упоминает полевые цветы, ромашки, которые рассыпаны «там – и там: и там…». Он указывает, что пусть его чувство скромно и нежно, но оно всеобъемлюще.

Увы, даже такая любовь не гарантирует счастья. В последней строфе мы видим новый символ – мёртвые цветы. То есть, чувство обречено – возлюбленная разлюбила героя. Поэт сокрушённо повторяет: «Всё забыла ты», показывая, что между молодыми людьми всё кончено.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах