«Адмиралтейство» О. Мандельштам
В столице северной томится пыльный тополь.
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в тёмной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.Ладья воздушная и мачта недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.Нам четырех стихий приязненно господство;
Но создал пятую свободный человек.
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно-построенный ковчег.Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря,
И вот разорваны трех измерений узы
И открываются всемирные моря!
<1913>
Анализ стихотворения Мандельштама «Адмиралтейство»
В стихотворении, написанном в 1913 году, поэт выражает восхищение красотой и величием любимого города, подчеркивает его непреходящее значение для российской государственности. Символом морского владычества, имперской мощи в произведении выступает адмиралтейство – один из главных ее институтов, высший орган военно-морского управления. Недаром поэт именует адмиралтейство ковчегом – хранилищем русской морской славы и доблести.
Тема апологии города оформлена старинным, одическим слогом. Небольшое по объему произведение содержит такие выразительные средства:
- инверсию – «запутался циферблат», «ладья воздушная», «нам четырех стихий … господство», «создал человек», «пространство превосходство», «плуги брошены (брошенные)», «ржавеют якоря», «разорваны узы», «открываются моря» – формирующую рифму и придающую тексту сходство с гекзаметром;
- перифраз – «северная столица», позволяющий избежать ожидаемого «Петербург», придающий стиху торжественность и патетику;
- олицетворения – «тополь томится», «циферблат запутался» «фрегат сияет», «мачта-недотрога» – гармонично и оригинально вплетающие городской антураж в ткань поэтического произведения;
- эпитеты – «прозрачный циферблат», «воздушная ладья», «хищный глазомер», «капризные Медузы (скульптурные изображения мифических чудовищ)» – наделяющие предметы необычными свойствами, заставляющие взглянуть на них под иным углом;
- метафоры – «воде и небу брат», «служа линейкою», «узы измерений» – делают текст емким и образным;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «целомудренно построенный», «сердито лепятся» – которая подчеркивает строгость линий монументальной постройки;
- риторический вопрос – «Не отрицает ли … превосходство?…» – является завуалированным утверждением того, что русский флот способен отрицать (то есть преодолевать) пространства;
- сравнение – «якоря, как плуги, брошены» – которое уравнивает важность, значение моряцкого и крестьянского труда.
Вид здания вызывает у автора воспоминания о славном прошлом страны, построенной руками простых людей – поэт славит простого столяра, мозолистыми руками которого создан флот великой России. Определение «хищный» в приложении к глазомеру в данном контексте не имеет отрицательной коннотации. Поэт имеет ввиду мастерство, цепкость, хваткость взгляда русского умельца. А оборот «разорваны узы измерений» символизирует открытость для русского моряка планеты в целом, его способность прорваться к новым неизведанным землям.
Автор: Осип Мандельштам