«Цветок» А. Кольцов
Природы милое творенье,
Цветок, долины украшенье,
На миг взлелеянный весной,
Безвестен ты в степи глухой!Скажи: зачем ты так алеешь,
Росой заискрясь, пламенеешь
И дышишь чем-то, как живым,
Благоуханным и святым?Ты для кого в степи широкой,
Ты для кого от сел далёко?
Не для крылатых ли друзей,
Поющих в воздухе степей?Для них ли, в роскоши, семьями,
Румяной ягодой, цветами
И обаяньем для души,
Вы, травы, зреете в тиши?О, пой, косарь! зови певицу,
Подругу, красную девицу,
Пока ещё, шумя косой,
Не тронул ты травы степной!
<1836>
Анализ стихотворения Кольцова «Цветок»
Стихотворение «Цветок» было написано в 1836 году, когда поэтический дар Алексея Васильевича оформился вполне и был безоговорочно признан современниками. Кольцова всегда глубоко трогала красота родной природы: небольшое, но трогательное лирическое стихотворение – это признание в любви своей малой родине.
Поэта вдохновляет скромный полевой цветок, возможно, увиденный им на обочине. При этом богатство художественных средств, которые использует поэт, поразительно. Порой они переходят одно в другое таким образом, что их трудно разграничить. Среди них:
- эпитеты «милое творенье», «глухая степь», «крылатые друзья», «румяная ягода», «красная девица» расцвечивают текст яркими народными красками;
- олицетворение – цветок «алеет, пламенеет, дышит» отражают трепетное отношение автора к природе;
- примеры инверсии – «безвестен ты», «в степи широкой», «не тронул ты травы степной», «не для крылатых ли друзей» – придают тексту фольклорный оттенок и способствуют гармоничной рифмовке;
- сравнение – «дышишь чем-то, как … святым»;
- риторические восклицания – «Безвестен ты …!», «О, пой, косарь!», «Зови, пока не тронул…!» – отражают накал авторских эмоций;
- многочисленные ряды однородных членов предложения – «алеешь, пламенеешь, дышишь», «живое, благоуханное и святое», «певица, подруга, красная девица» – дают возможность отразить описываемые объекты во всей их полноте;
- риторические вопросы – «…зачем дышишь…?», «Ты для кого… от сел далеко?», «Не для крылатых ли друзей…?», «Для них ли … зреете в тиши?»;
- метафоры «росой заискрясь», «шумя косой» помогают поэту создать и зрительные, и слуховые образы;
- синтаксический параллелизм – «Ты для кого в степи, ты для кого…» дополнительно выделяет объект обращения поэта – обыкновенный цветок;
- перифразы – «птицы – крылатые друзья» и особенно «милое творенье – цветок – долины украшенье» дополнительно оформляет авторское уточнение: поэт подбирает и не может подобрать точного выражения для охвативших его чувств;
- обращения – «цветок», «косарь» – фиксируют внимание читателя, одновременно автор призывает косаря налюбоваться красотой перед тем, как безвозвратно ее погубить;
- эллипсис – «Ты для кого (расцвел) в степи, ты для кого (расцвел)… далеко», «не для крылатых ли (ты расцвел) друзей…» – позволяет сократить объем текста без малейшей потери смысла.
Природа для Алексея Васильевича – храм, поэтому он широко использует лексику высокого стиля – «взлелеянный», «тишь», «благоуханный и святой». Гармония окружающего мира для поэта состоит в предположении, что травы цветут и плодоносят для того, чтобы или ими любовались птицы – поэт считает их способными (и не безосновательно) воспринять красоту природы.