«Колокольчик» А. Фет
Ночь нема, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но как будто мимолетный
Колокольчик прозвенел.Тот ли это, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?Или этот, чуть заметный
В цветнике моем и днем,
Узкодонный, разноцветный,
На тычинке под окном?
1859 г.
Из цикла «Вечера и ночи».
Анализ стихотворения Фета «Колокольчик»
Литературовед Б. Я. Бухштаб предполагает, что «Колокольчик» был написан Афанасием Афанасьевичем Фетом в 1859 году. Такой вывод исследователь делает по нахождению другой редакции стихотворения в соответствующем месте в тетради автографов 1854–1859 гг.
16 января 1860 года поэт послал произведение А. В. Дружинину, редактору журнала «Библиотека для чтения», однако его так и не напечатали. По этому поводу М. Е. Салтыков-Щедрин высказался крайне нелестным для А. А. Фета образом. Он писал: «Прочитывая это воплощённое противоречие грамматике, читатель недоумевает, уж не загадка ли какая перед ним… Нет, читатель, это не загадка, а продолжение той же самой поэтической деятельности, которая уже исчерпала скудное своё содержание, но не хочет сознаться в этом».
Действительно, стихотворение напоминает ребус. Оно состоит из трёх четверостиший, написанных лёгким и ритмичным четырёхстопным хореем. Произведение построено на особой игре слов – омонимов, которые часто встречаются в русском языке. В данном случае речь идёт о колокольчиках как о маленьких звоночках, издающих мелодичное позвякивание, которые часто вешали на конскую упряжь. В другом значении колокольчик – это скромное растение, часто встречающееся в природе и выращиваемое в садах.
Афанасий Афанасьевич использует множество эпитетов, чтобы показать различие между этими разнородными, по сути, вещами. Тот колокольчик, что производит звуки, назван «мимолётным». Конечно, это слово может относиться и к цветку, который быстро отцветает, но вернее будет образ стремительной тройки, оглашающей окрестности весёлым перезвоном. Кроме того, в строках имеется явное противопоставление беззвучной ночи, выраженное в сравнении «нема, как дух бесплотный» и голоса колокольчика.
Когда поэт говорит о растении, то мы встречаем такие эпитеты, как «узкодонный», «чуть заметный», «разноцветный». Эти характеристики позволяют нам в деталях представить именно цветок.
Но почему же Салтыков-Щедрин назвал это стихотворение грамматически неточным? Думается, что писатель обратил внимание на некоторые недочёты. Например, метафора «набегает на ночную тишину» кажется немного неуместной. Глагол «набегать» лучше бы подошёл образу волн морских, звуковых и т. д.
В первой строфе рядом обнаруживаются два однокоренных слова «нема» и «онемел», что является тавтологией. Ещё одной ошибкой, на этот раз фактической, является использование термина «тычинка» в значении «стебель».
Таким образом, «Колокольчик» может служить примером несколько недоработанного произведения, не лишённого, однако, некоторого обаяния и мелодичности.