«Две силы есть – две роковые силы…» Ф. Тютчев
* * * Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, –
Одна есть Смерть, другая – Суд людской.И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, протесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста…Но Смерть честней – чужда лицеприятью,
Не тронута ничем, не смущена,
Смиренную иль ропщущую братью –
Своей косой равняет всех она.Свет не таков: борьбы, разноголосья –
Ревнивый властелин – не терпит он,
Не косит сплошь, но лучшие колосья
Нередко с корнем вырывает вон.И горе ей – увы, двойное горе, –
Той гордой силе, гордо-молодой,
Вступающей с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах – в неравный бой,Когда она, при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком-то обаянье
Идет сама навстречу клеветы,Личиною чела не прикрывает,
И не дает принизиться челу,
И с кудрей молодых, как пыль, свевает
Угрозы, брань и страстную хулу, –Да, горе ей – и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она…
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.
Март 1869 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Две силы есть – две роковые силы…»
Тема судьбы в тютчевской лирике демонстрирует свою зависимость от социальных связей: она позиционируется как неравная изнуряющая борьба с «жизнью беспощадной». Отстоять свою личность, сберечь «правду сердца», право на искренние чувства, не поддавшись влиянию жестокого мира, – такова цель отважного персонажа, для которого духовная смерть страшнее, чем физическая.
Текст, датированный мартом 1869 г., исследователи включают в обширный денисьевский цикл. В произведении не звучит тема мучительного любовного переживания, характерная для стихотворений, созданных при жизни возлюбленной. На первом плане – отважный вызов обществу, брошенный гордой и решительной героиней.
Сцене жизни-сражения предшествует философское вступление. Космогоническая картина поэтического мира обогащается еще одной версией: человеческой жизнью управляют могущественные силы – чуждые снисхождению Смерть и общественное мнение.
Образная система текста построена на антитезе. Смерть противопоставляется Суду людей: первая беспристрастна, действия второго предвзяты. Объясняя принципиальную разницу «работы» сверхличностных сил, автор моделирует еще одну оппозицию. Ее членами выступают люди смиренные и непокорные. Именно «ропщущие», искренние и смелые представители социума становятся объектами осуждения.
Иллюстрируя отвлеченные размышления, поэт обращается к аллегорическому образу косаря. Действия Смерти методичны, она бесстрастно «равняет» всех. Привычки светского Суда коварны и возмутительны: он избирательно вырывает «лучшие колосья», оставляя в покое посредственные.
Во второй части текста возникает персонифицированный женский образ третьей силы – молодой, гордой, отважной. В отличие от двух первых она олицетворяет земное начало. Автор изображает сцену, предшествующую сражению: прекрасная героиня полна сил, решительна и мужественна. Она с улыбкой встречает опасность, не прячет от нее лица, стряхивая клевету и оскорбления, как пыль.
Картина противоборства обрамлена замечаниями, в которых прямо выражена эмоциональная реакция субъекта речи. Герой восхищен горделивой смелостью, однако не испытывает сомнения в катастрофическом итоге битвы. Он скорбит о грядущей судьбе силы-воительницы: в глазах «ревнивого» света она выглядит преступницей.
В финальном катрене автор демонстрирует абсурдную логику общественного мнения. Для этих целей активно привлекаются прилагательные в сравнительной степени: чем искреннее, честнее и отважнее личность, тем более она виновна.