«Горный лес» И. Бунин
Вечерний час. В долину тень сползла.
Сосною пахнет. Чисто и глубоко
Над лесом небо. Млечный змей потока
Шуршит слышней вдоль белого русла.Слышней звенит далекий плач козла.
Острей стрекочет легкая сорока.
Гора, весь день глядевшая с востока,
Свой алый пик высоко унесла.На ней молились Волчьему Зевесу.
Не раз, не раз с вершины этих скал
И дым вставал, и пели гимны лесу,И медный нож в руках жреца сверкал.
Я тихо поднял древнюю завесу.
Я в храм отцов забытый путь искал.
14 августа 1908 г.
Анализ стихотворения Бунина «Горный лес»
Точность – неизменное качество поэтики Бунина, поэтому художественное пространство его текстов наполнено конкретными географическими ориентирами – топонимами. Прообразом горного леса является гора Ликей, или Волчья, которая находится в центре греческого полуострова Пелопоннес. В древности эта местность именовалась Аркадией. На вершине Ликея существовало святилище Зевса, о чем свидетельствуют археологические раскопки.
Стихотворение написано летом 1908 г., когда поэт посетил Грецию проездом в Палестину. Тем же периодом датированы произведения по мотивам древнегреческих мифов: «В архипелаге», «Гальциона».
Лирический герой «Горного леса» застает вечер на вершине священной горы: он видит чистое небо и растущие тени, слышит журчание ручья, чувствует сосновый аромат. Торжественно звучащий троп «млечный змей потока» имеет сложную структуру. Она основана на сочетании изображений двух объектов – горного водного потока и созвездия Змеи на вечереющем небе. Сверх того, произведение обнаруживает явные аллюзии на мифы Древней Греции, где присутствуют все элементы тропа: змеи, задушенные младенцем Геркулесом, и молоко Геры, которое стало Млечным путем. При помощи многослойной метафоры проявляется символический план повествования. Начинается сакральное действо, приоткрывающее таинственные глубины прошлого.
Измененная реальность обостряет чувства лирического героя: об этом свидетельствуют два наречия в сравнительной степени, причем одно из них повторяется дважды – «слышней». Фиксируются звуки, которые издают представители животного мира – козел и сорока. Их образы также символичны: первый фигурирует в качестве жертвенного животного, второй служит вестником-проводником в потаенный загадочный мир. Образы-символы козла и сороки связаны с мотивами смерти, возникающими при описании дыма и «медного ножа» неизвестного жреца.
Герою кажется, что с заходом солнца гора постепенно оживает: в ее изображении используются олицетворения – «глядевшая» и «унесла».
В финале на героя снисходит откровение: он получает способность узреть картины прошлого. Завершающие строки посвящены описанию деталей древних ритуалов – молитв и жертвоприношений. Ощущая единство настоящего и прошлого, личного и социального, герой чувствует родство с далекими язычниками: ему открылось не просто забытое святилище, а «храм отцов».
Автор: Иван Бунин