Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«К Пушкину» Ф. Глинка

О Пушкин, Пушкин! Кто тебя
Учил пленять в стихах чудесных?
Какой из жителей небесных,
Тебя младенцем полюбя,
Лелея, баял в колыбели?
Лишь ты завидел белый свет,
К тебе эроты прилетели
И с лаской грации подсели…
И музы, слышал я, совет
Нарочно всей семьей держали
И, кончив долгий спор, сказали:
«Расти, резвись – и будь поэт!»
И вырос ты, резвился вволю,
И взрос с тобою дар богов:
И вот, блажа беспечну долю,
Поешь ты радость и любовь,
Поешь утехи, наслажденья,
И топот коней, гром сраженья,
И чары ведьм и колдунов,
И русских витязей забавы…
Склонясь под дубы величавы,
Лишь ты запел, младой певец,
И добрый дух седой дубравы,
Старинных дел, старинной славы
Певцу младому вьет венец!
И всё былое обновилось:
Воскресла в песне старина,
И песнь волшебного полна!
И боязливая луна
За облак дымный хоронилась
И молча в песнь твою влюбилась..
Всё было слух и тишина:
В пустыне эхо замолчало,
Вниманье волны оковало,
И мнилось, слышат берега!
И в них русалка молодая
Забыла витязя Рогдая,
Родные воды – и в луга
Бежит ласкать певца младого…
Судьбы и времени седого
Не бойся, молодой певец!
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!..

1819 г.

Анализ стихотворения Ф. Н. Глинки «К Пушкину»

Федор Николаевич Глинка был высокообразованным человеком, образцом истинного благородства, глубокой порядочности. Стихотворение «К Пушкину» написано им в 1819 году. В его рамках автор отдает должное творчеству своего современника А. С. Пушкина, признавая его безусловное первенство в то время, когда это было очевидно не всем. Глинка оказался провидцем: Пушкин навечно составил славу русской классической литературы.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторические восклицания – « … Пушкин!», « … добрый дух … вьет..!», «не бойся, … певец!», «песнь … полна!» – отражают степень упоения автора;
  • лексические повторы – «Пушкин, Пушкин», «поешь ты, поешь…», «старинных дел, старинной славы» – создают интонационные акценты на ключевых словах;
  • риторические вопросы – «Кто тебя учил …?» «какой из жителей … баял в колыбели?» – словно вовлекают в беседу и читателя, и адресата речи;
  • инверсию – «в стихах чудесных», «жителей небесных», «слышал я», «русалка молодая», «жив талант»;
  • перифразы – «небесный житель» – подразумевается ангел-хранитель, «дар богов» – талант;
  • умолчания – «грации подсели…», «витязей забавы…»;
  • олицетворения – «беспечна доля», «седая дубрава», «седое время», «дух вьет венец», «боязливая луна хоронилась, влюбилась», «старина воскресла», «эхо замолчало» – придают речи образность;
  • архаизм – «младой»;
  • ряд однородных членов предложения – «утехи, наслажденья, топот, гром, чары, забавы»;
  • многосоюзие – «и вырос…, и взрос…, и поешь», «и топот…, и чары …, и забавы»;
  • эпитеты – «дымный облак», «величавы дубы», «родные воды»;
  • синонимы – «вырос, взрос», в том числе контекстуальные – «жив, бессмертен», «талант, гений», «утехи, наслажденья»;
  • метафоры – «пленять в стихах», «дар богов», «дух дубравы», «венец славы»;
  • цитирование – «Расти, резвись – и будь…!» – подчеркивает метафизическую природу поэтического дарования.

Ряд слов требует пояснения. Эроты – совокупность крылатых богов, связанных с любовью и любовными чувствами; грации – в древнеримской мифологии богини красоты и изящества; музы – в древнегреческой мифологии богини – покровительницы искусств и наук.

Отсылающее читателя к поэме «Руслан и Людмила» стихотворение Глинки пронизано народным духом, таинственностью народных сказаний, облеченных, как и у Пушкина, в идеальные формы. Глинка, принадлежа к старшему поколению, поклоняется его таланту без подобострастия, восхищенно: будучи сам поэтом, он понимает масштаб личности «солнца русской поэзии» и историческую преемственность его творчества.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений




Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах